В живописном тишина. Живописцы, сидя за большими столами, быстро работают кистью и пером. Мазок за мазком ложится на белую поверхность фарфора, образуя яркие цветы, причудливые узоры или затейливый орнамент. И вдруг раздаётся песня.
Завела её миниатюрная девушка - Елена Стручкова. В войну она работала санитаркой в госпитале, а теперь снова вернулась к своему делу. Елене все здесь, в живописном, нравится: и запахи красок, и пушистые кисточки, и тихий перезвон посуды. Работа ладится, на душе хорошо, и песня рождается сама собой.
Запела старинную, дулёвскую: А что же ты, красавица, очами вниз глядишь...
И песня, словно река, поплыла. К одному голосу примкнул другой, третий. Иль жизнь тебе не нравится, скажи, о чём грустишь...
А в комнате по соседству – комнате художников – слушая песню, тихонько разговаривают: – Леонов эту песню любил. Он и сервиз свой в честь этой песни «Красавицей» назвал. – Как его не здесь хватает. Где-то он теперь? Энергичный, заводной. С таким дело спорится. (Леонов в те годы сидел). Заводу был нужен главный художник.
После войны многие мастера увлеклись росписью юбилейных ваз и подарочных изделий. Трудоёмких, помпезных, сложно-декоративных. Создание этих изделий, чаще всего, отвлекало художников от работы над массовым ассортиментом. Художественная скульптура развивалась, а рисунки для массовой посуды обновлялись плохо. Заводу нужен был художественный руководитель.
В 1950 году в Дулёво вернулся Петр Васильевич Леонов и приступил к работе – с чистого листа. Его вновь назначили главным художником.
Леонов и художники, под его руководством, начали работать над новыми живописными решениями. Обращение к народной традиции, по большей части, определило их поиск. От своих художников Леонов требовал образности. «Нашу роспись решает не декоративный элемент, а образ, который он рождает» - говорил он. Посмотрите, как художники называют свои вещи: «Зимнее утро» – цветы как будто в дымке, нежные краски. «Элегия»– белый фон чистого фарфора и чёрные розы.
Дулевцы использовали самые различные приёмы росписи посуды. Тут и высокохудожественная роспись, когда художник в процессе работы создаёт узор, и разрисовка по кальке, и работа пульверизатором, и печать. Есть посуда, которую работницы расписывают по 60–80 пар в день, а есть и такая, над одним экземпляром которой художник трудится месяц.
Леонов считал свой творческий коллектив особенным. Почти все художники – его ученики, и ему были известны возможности каждого.
И его главное требование к художникам было, чтобы в своих поисках они были и оставались дулёвцами. Поддерживали линию дулёвского фарфора.
На фото: 1. Дулевские художники за работой 1952 год, 2. Живописный цех Дулево1950е гг. 3. Художник Василий Мысягин 1950 год 4. Художники Иван Зорин и Александр Прохоров за работой, 1950е. 5. Художник Владимир Яснецов, 1950е.