Статьи и Интервью

Юлия Афонина: «Советский фарфор - это огромный пласт истории и очень душевное искусство»

Юля Афонина коллекционер со стажем, специалист в теме советского фарфора и просто таланливая и красивая девушка. Мы поговорили с Юлей о том что такое коллекционер и его коллекция, и об истории формирования ее собственного собрания фарфора.

1. Расскажи немного о себе, где родилась, где училась.

Родилась я в обычной советской семье, мама и папа – инженеры. С родителями и младшей сестрой жили в небольшом посёлке в Калужской области. Закончила Калужский филиал МГТУ им. Н.Э.Баумана, по специальности «технология машиностроения», и, параллельно, по специальности «экономика и управление на предприятии». Сразу два высших образования в одном учебном заведении, так вышло. На дворе были 1990-е. Инженером поработать ни разу не довелось. А вот второй диплом, экономический, помог. Финансы и бухгалтерия надолго вошли в мою профессиональную деятельность. В общем, как видите, с художественным и изобразительным искусством моё обучение и работа никак не связаны.

В Москву я перебралась в 2001 году, очень люблю и ценю этот город. И уже здесь, в Москве, мои горизонты расширились, появились новые интересы и увлечения.

2. С чего обычно начинается твой день?

Каждый мой день начинается с утренней зарядки, как ни банально это звучит. Три раза в неделю занимаюсь по утрам йогой, онлайн с преподавателем и группой. Тренировка длится два часа, включая небольшую медитацию, разминочные упражнения и дыхательные практики. В остальные дни занимаюсь самостоятельно, в укороченном формате минут 15-20. Занятия онлайн в прямом эфире меня мотивируют и дисциплинируют. И вообще, утренняя зарядка помогает прийти в тонус и настроиться на день. Потом всегда приятно похвалить себя, что не поленилась и не пропустила занятие. Так что, всем советую.

3. Как ты впервые узнала о коллекционировании фарфора, и о советском фарфоре в частности, что его собирают и ценят?

Как-то так получилось, что коллекционированием фарфора и керамики я увлеклась не так давно, где-то двенадцать лет назад. Так что, я еще юный коллекционер. Сначала увлекалась европейскими скульптурами из фарфора. Например, старая Англия, скульптуры мануфактуры Royal Dolton 1920-х – 1930-х годов, я была ими восхищена. Покупала предметы на торговых площадках, искала и изучала информацию о мануфактуре и её продукции. И в поисках информации забрела на антикварные форумы, там оказалось очень интересно, познавательно. И я думаю, что именно форумы поспособствовали тому, что я начала обращать внимание на советский фарфор. Оказалось, что советский фарфор и керамика - это огромный пласт истории страны и людей, очень личные истории, и очень душевное искусство. И как-
то постепенно переключились мои интересы с европейского фарфора на советское и русское дореволюционного периода.

4. Ты помнишь первый предмет, с чего началась твоя коллекция советского фарфора?

Честно говоря, не помню. У меня, как у любого начинающего коллекционера были разброд и шатание в части выбора темы коллекции. Чтобы понять, что мне нравится и что хотелось бы видеть на полках на протяжении времени, приходилось пробовать разное и учиться слушать себя. Когда понимала, что не моё, предмет продавала или дарила. Поэтому многих предметов, которые покупала в самые первые годы
увлечения, у меня уже нет.

Вот разве что, помню, как попалась мне скульптура «Плясунья» ЛФЗ по модели С.Б. Велиховой, в красном сарафане и зелёной косынке, клеймо начала 1950-х годов. Я была удивлена её росписью, и у меня вдруг родилась идея собрать таких плясуний во всех возможных вариантах росписи. Как ни странно, эта идея до сих пор жива и потихоньку реализовывается. Сейчас у меня таких плясуний 10 фигур в разных вариантах росписи, и я знаю что это не предел, что существуют ещё. И мне, кажется, я понимаю, почему мне эти плясуньи нравятся – это одна из немногих скульптур ЛФЗ послевоенного периода, у которых встречаются разные варианты тиражных росписей. Все остальные скульптуры ЛФЗ 1950-х, 1960-х и далее годов расписаны по определенному образцу, нет вариативности. А у плясуний есть, встречаются даже в единичных авторских росписях. Это добавляет некоторый азарт и интригу в процесc собирательства, это здорово.

5. Как ты думаешь, должна ли быть у коллекции какая-то строгая тема, или допустима некая общая направленность – на вкус коллекционера, ее собирающего?

Само определение слова «коллекция» предполагает систематизированное собирание чего-либо, объединённых по какому-то признаку. И здесь, я полагаю, у коллекционера полная свобода выбора, какими признаками наделить предметы в своём собрании. Кто-то решит для себя ограничиться определёнными временными рамками, кто-то сюжетной линией, кто-то конкретным заводом или конкретным автором, и так далее. Всё это допустимо, всё это является темой или направлением коллекции. И это здорово, когда тема может быть любой, и когда может быть несколько разных
направлений или разных тем коллекционирования. Потому что коллекция и сам процесс собирательства и изучения предметов должны приносить радость и удовлетворение, в первую очередь, самому коллекционеру. Поэтому, как коллекционер решит для себя, так и правильно.

6. Какая тема или направление сейчас у твоей коллекции?

У меня нет одной конкретной темы, можно сказать, что собираю разные направления. Например, есть небольшая тема «русские плясуньи», это скульптуры плясуний разных фабрик, в основном периода СССР. Ещё мне нравятся рыбы Дулёвского фарфорового завода автора Кожина Павла Михайловича. Они все такие разные и такие красивые, стараюсь покупать, если попадаются по приемлемой цене. Также есть небольшое собрание фаянсовых ваз с лепными цветами Тверской фабрики М.С. Кузнецова конца 19-го – начала 20-го века, они радуют глаз своими необычными формами и яркими красками. Есть несколько предметов ГФЗ/ЛФЗ 1920-х-1930-х годов – скульптуры, декоративные тарелки, чайные пары, шкатулки-пудреницы. Не скажу, что направленно собираю предметы ГФЗ/ЛФЗ, но если попадаются в интересной росписи, то стараюсь приобрести. Интересны также фарфоровые фигуры Гжельских фабрик и артелей периода 1910-х – 1930-х годов, и керамика фабрики С.Г.Дунаева в Хотьково 1900-х – 1930-х годов. Это самобытные и яркие, немного наивные и очень трогательные предметы. Как видите, интересы и направления собирательства самые разные. Я вполне допускаю, что со временем к каким-то темам
потеряю интерес, и, наоборот, заинтересуюсь чем-то новым. Мне нравится такой формат собирательства, разноплановый и живой.

7. Есть самая любимая вещь в твоей коллекции? Какая?

Мне понравилось, как на подобный вопрос ответил Добровинский А.А (известный адвокат и коллекционер). Точно цитату не приведу, но смысл такой, что любимый предмет в коллекции тот, который был недавно приобретён. Полностью согласна с таким мнением, ведь новый предмет в коллекции радует больше других, по причине своей новизны. Из недавно приобретенных у меня в коллекции – обезьянка
ЛФЗ по модели Кульбах З.О. в редкой росписи и с клеймом-штампом 1941 года. Поставила обезьянку в витрину на видное место, любуюсь, радуюсь.

8. Есть у тебя своя история про сокровище, найденное за бесценок?

Про цену и бесценок – это понятие очень относительное и субъективное. На мой взгляд, когда при сделке довольны и продавец, и покупатель – это идеальная сделка, и идеальная цена для предмета. Вот, например, два года назад на Вернисаже в Измайлово я купила за 1000 рублей керамическую вазу в виде Совы, в цветных глазурях, фабрики С.Г.Дунаева в Хотьково периода 1910-х - 1920-х годов. Продавец сам назначил такую цену, и я сразу купила, не торгуясь. Эта ваза есть на фото. Не знаю, можно ли считать 1000 руб. за бесценок. Но продавец был очень рад, что продал мне эту вазу за дорого. А я была очень рада, что купила эту вазу так дёшево. Обе стороны остались довольны J Бывает, что удаётся за недорого приобрести предметы на известных аукционах и торговых площадках. Но, опять же, недорого –это по моему субъективному мнению.

9. Как ты относишься к современному искусству в фарфоре? Есть ли в твоей коллекции предметы современных скульпторов и художников?

Да, предметы современных скульпторов и художников у меня есть. Их не очень много, и приобретаю в основном у самих авторов. В целом, к современному искусству отношусь несколько настороженно и очень выборочно. Мне нравится, когда через предмет понятен посыл автора, когда в предмете чувствуется душевный порыв или переживание. Часто на выставках видишь произведения современных авторов, которые сделаны скорее в угоду моде, чем через личные ощущения. Такие произведения холодные и не трогают чувств. А ведь советский и русский фарфор и керамика нами любимы в том числе за душевность. Вот и в современном искусстве хочется это тоже чувствовать.

10.Что бы ты посоветовала начинающему коллекционеру?

Посоветовала бы учиться слушать себя. Не гнаться за тем, что модно, или за тем, что нравится кому-то другому. Учиться прислушиваться к своим ощущениям – и тогда коллекция, и сам процесс собирательства будут доставлять удовольствие и радость

11. Мысль дня от Юлии:

Улыбайтесь, улыбка творит чудеса! :)

На фото:
1. Ноябрь 2022, на выставке «Калейдоскоп коллекций» в Музее современной истории России, г. Москва.

2. Скульптура Плясуньи, ЛФЗ, в разных вариантах росписи, начало 1950-х. Автор модели Велихова С.Б.
На фото пять скульптур из имеющихся у меня десяти.

3. Скульптуры Рыбы, Дулёвский фарфоровый завод, 1950-е. Автор моделей Кожин П.М.

4. Чашка и блюдце с росписью цветами и листьями, Государственный фарфоровый завод, 1923 г.
Автор росписи Вильде Рудольф Федорович. В Государственном Эрмитаже хранится карандашно-
акварельный эскиз такой росписи, датирован 1922 годом.

5. Скульптуры Мальчик в кафтане и Девочка в старинном русском платье, фарфор, Гжельская артель, 1910-е – 1920-е г. Вероятно, выполнены по модели Бородачевой Е.В. В музее ВМДПНИ хранятся подобные фигурки из папье-маше за авторством Бородачевой Е.В., датированы 1910-ми годами. Мне теперь интересно собрать всех остальных гжельских фарфоровых мальчиков и девочек из этой серии.

6. Ваза-кувшин с узким удлинённым горлом, керамика, цветные глазури восстановительного обжига. Училище барона Штилица, 1903-1910 г.
Ваза-Сова и маленький ковшик-кувшинчик, керамика, цветные глазури. Фабрика С.Г. Дунаева в Хотьково, 1900-е – 1930-е г.

7. Ваза с лепным декором в виде грозди опят, фаянс, цветные глазури. Фабрика М.С.Кузнецова в
Твери, 1880-е г.
Интервью Лучшие интервью
Made on
Tilda