Статьи и Интервью

Арон Траскунов. Материалы к биографии.

Дом художников
Арон Борисович Траскунов родился в 1908 г. в Риге, в семь лет переехал с семьей в Вологду и там в тихом провинциальном городе прошло его детство. В 1925 г. он приехал в Москву и поступил во ВХУТЕМАС. Его преподавателями были И.Чайков, В.Фаворский и П.Кузнецов. После окончания вуза и службы в Красной Армии Траскунов работал на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках над образцами для массовых вещей (до 1932 года).

С 1934 по 1935 гг. работает на Дулевском фарфоровом заводе.
Его работы шли в производство, их покупали, некоторые из них приобретены музеями.

С 1935 по 1937 гг. работает на Гжельской фабрике.

В 1937 году работает над художественными изделиями из стекла, тогда-же создает декоративный медальон «Пушкин».

С 1938 по 1939 работал на Кировском фаянсовом заводе.

Началась Великая Отечественная война. Траскунов ушел в армию. Он был командиром саперной роты, храбрым командиром, о чем свидетельствуют его ордена. Всю войну Траскунов пробыл на фронте, был дважды ранен, награжден двумя орденами Отечественной войны и орденом «Красной звезды».

Военные воспоминания вылились потом в интересный по мысли, форме и цвету прорезной рельеф «Для них война не окончилась» («Саперы»).
После войны он вернулся к скульптуре.
Рельеф «Освобождение Риги» (1949г.), посвящен героической эпохе Великой Отечественной войны. Это произведение построено по принципу традиционной парадной композиции, однако, вопреки ей, рельеф подкупает цветовой и пластической гармонией, в которой ощущается плодотворное и самостоятельное претворение традиционных законов колористической системы П. Кузнецова. Вместе с тем, в произведении дают себя знать черты, в первую очередь определяющие, пожалуй, обаяние искусства Траскунова: профессиональное образование не убило в нем простодушия, наивности и цельности восприятия, унаследованные им от народных мастеров.

Среди работ Траскунова того периода особого внимания заслуживает оригинальная двойная ваза с оленем, очаровательная «Леда и лебедь», напоминающая керамику Танагры и русский фаянсовый лубок. Она свидетельствует о большой школе; конструктивностью композиции, непосредственностью образов она просится быть увеличенной до монументальной скульптуры. С этого времени художник обращается к русской народной сказке и не расстается с ней по сей день. Новый подъем творчества Траскунова можно отсчитывать от выставки в Манеже (1957), где он показал терракоту «В горном колхозе», привлекшую внимание зрителей и художников.

В середине 60-х годов скульптор открыл для себя дерево. И нам предстал новый Траскунов в своих деревянных вещах. И в дереве скуп его язык: чуть постругано полешко, вроде бы не стамеской, а перочинным ножичком, так с боков углы почти не тронуты. Герои – те же: наивные маленькие человечки, кариатиды, держащие полку для книг, армянские музыканты, Маша и медведь. Так же чуть тронуты «Пугачевцы», - может быть, лучшая из вещей скульптора. В деревянный блок людей и лошадей (недаром блок: символ сплоченной крестьянской массы) врезан их вождь, «крестьянский царь» Емеля Пугачев. А над блоком ажурный частокол острия кос и пик – символ крестьянского восстания. Иногда деревянную скульптуру автор добавляет деревянным рельефом («Радищев», «Рожденному после войны»). Трогателен «Солдатский вальс» - жанровая сценка, миниатюрная по величине, монументальная по решению.

Было бы несправедливо не заметить успехи Траскунова в декоративной керамике. И здесь он своеобычен, не кидается за каждым новым веянием. Он нашел свой колорит – черепок, чуть тронутый кое- где цветом, - свои элементы декора – прорезной рельеф с условными «елочками» и фигурами зверей и птиц между ними и даже своего героя: лубочного оленя – и разнообразно их применяет, создавая вещи оригинальные и красивые. Такова ваза «Куст», где в ритме повторенных ромбиков кашпо свободно введены ветки и фигурки тетеревов. Ваза «Олени», где ручки с фигурами оленей разрослись больше самого сосуда. В одной из последних работ мастера – парной керамической решетке «Олень и тигр» и лаконичной расписной вазе «Рука с птицей» цвет становится гуще, насыщенней, не акцентирует только форму, а становится с ней наравне – это новые качества художника.
Талант Траскунова уверенно развивается, и мы с надеждой ждем новых его работ.

Автор текста Д. Митлянский (статья от 23 февраля 1974 года, типография газеты «Гудок»)

На фото:
1. и 2.Чашка и блюдце, фарфор, 1930е гг.
3.Фрагмент скульптурной композиции "Освобождение Риги", фарфор, 1946.
4.Чашка и блюдце, фарфор, 1930е гг
5.Чернильница «Петухи», керамика, 1955.
6.Тарелка "А.С. Пушкин. 1837-1937", стекло, 1937.
7.Скульптурная композиция "В горном колхозе", терракота, 1957.
8.Декоративное панно «Саперы в мирные дни», 1967.
Made on
Tilda