Эскиз — это исследование. Модель будущего фарфорового предмета, основа для окончательной работы. И, в случае с Александрой Алексеевной Чекулиной, эскизы ее фарфоровых предметов выступают как самостоятельные произведения искусства.
Чекулина художник большого сталинского стиля, роскошного и элегантного. По сути эти работы - расцвет искусства советского ДПИ 1950-х. Очень красивые вещи, и красивая страница истории фарфора.
Эскиз может быть выполнен свободно и быстро, поскольку он не предполагается как итоговая работа. Художник пробует разные идеи, прежде чем воплотить их в жизнь; им движет декоративная идея. Эскиз воплощает и основные цветовые решения. В случае с фарфором, эскизы даже более нужны были для оценки – можно ли вообще воплотить этот предмет в материале.
Обращу ваше внимание на рисунок вазы «Орнамент» (и фото реализованной вазы в фарфоре). Ваза великолепна, но особенно превосходен ее эскиз. Выполнен он с необычайным очарованием. Вся поверхность вазы заполнена сверху донизу, почти без зазоров, узорами и формами. Узоры движутся и взаимодействуют друг с другом. Выход завитков и веточек орнамента за пределы туловища вазы делает этот рисунок удивительно экспрессивным.
Немного из биографии Александры Чекулиной
Александра Николаевна родилась в 1906 году. Совсем еще маленькой девочкой пришла работать на завод, ей было всего 10 лет. В 1916 году начала работать ученицей в живописном цехе Дмитровского фарфорового завода.
Следующие несколько лет продолжала работать копировщицей, а также окончила курсы повышения квалификации на базе завода.
В середине 1930-х на заводе была организована художественная лаборатория и Чекулина проработала в ней с первых дней, и вплоть до своего ухода на пенсию в 1961 году.
Будучи художником лаборатории, создавала уникальные авторские росписи, часть из которых мы можем видеть на этих эскизах - тонкую орнаментальную графику, включающую цветочный и геометрический орнаменты.
На всемирной выставке в Париже 1937 года Дмитровский фарфоровый завод был удостоен Золотой медали, и вообще имел большой и громкий успех.
В числе экспонатов, привезенных на выставку от завода, были и сервизы Чекулиной («Русский орнамент» и «Женщины наших республик»).
На фото: 1. Эскиз «Сервиз Жар Птица», 1946 г. 2. Эскиз «Павлины», 1940е гг. 3. Эскиз «Орнамент», 1940е гг. 4. Ваза «Орнамент», 1946 г. 5. Эскиз «Русский», 1946 г. 6. Эскиз «Вазы с соколом», 1947 г.7. Эскиз «Русский орнамент», 1946 г. 8. Эскиз «Голубой орнамент», 1940-е гг. 9. Эскиз «Золотые птицы», 1940е гг. 10. Ваза «Павлин», 1940е гг. 11. Лист «Сивка Бурка», 1956 г. 12. Эскиз «Жар Птица» (в синем), 1940е гг. 13. Сервиз «Русский орнамент», 1946 г.