Когда Воробьевский вернулся из плена, на одной из своих работ изобразил сирень, на которой висели повешенные. Но потом Алексей Викторович сам так испугался творения своих рук, что, вероятно, за таким творчеством последуют репрессии, что смыл все скипидаром.
В июле 1941 г., В Ленинграде, Воробьевский был призван в ряды РККА. 12-25 августа 1941 г. во время контрудара под Старой Руссой в немецкий плен попало более 35 тыс. солдат и командиров РККА. Среди них,15 августа, попал в плен и рядовой Воробьевский.
Из лагеря советских военнопленных Воробьевский был отправлен работать на хутор близ Риги. Однако сельскохозяйственным рабочим он оказался никаким, и снова попал в лагерь. Из лагеря был направлен работать на Рижский фарфоровый завод. Здесь Воробьевский проработал живописцем до освобождения Риги частями РККА 13 октября 1944 г. О своей работе там он никогда не рассказывал. Свои произведения того времени художник подписывал как «Валдемар Еременко». Некоторые из них сохранились, находятся в музейных и частных собраниях.
В октябре 1944 г. как бывший военнопленный, Воробьевский был отправлен в проверочно-фильтрационный лагерь НКВД близ Невской Дубровки. Воробьевскому было вменено сотрудничество с немцами.
Только заступничество художников ГФЗ им. Ломоносова спасло Воробьевскому жизнь и в августе 1945 г. он был освобожден.
В письме к художнику завода А.А. Яцкевич 14 августа 1945 г. А. В. Воробьевский писал: «Самое главное – я хочу очень вернуться к своей любимой творческой деятельности, без нее у меня потерян смысл жизни. Особенно мне было приятно и вам крайне благодарен за то истинно человеческое участие, которое Вы, Протопопова и многие другие товарищи по лаборатории приняли, когда я был в госпитале. Такого отношения я никогда не забуду, особенно после трех лет пребывания в плену, где я выпил полную чашу страданий – голода, холода и эксплуатации.
А самое главное – я не мог за это время избавиться от мучительного состояния душевной подавленности и смертельной тоски по своей родине. Я рад, что вновь в своем любимом городе, среди своих друзей, которые так чудесно и по-человечески отнеслись ко мне.
Мне сейчас очень трудно жить, нет денег, обуви и тяжело начинать новую жизнь. Поэтому я очень стремлюсь вернуться на завод. Пусть только он выхлопочет мне прописку в Ленинграде».
17 сентября 1945 г. Воробьевский был принят на работу художником по росписи фарфора в художественную лабораторию ГФЗ им. Ломоносова. Военные воспоминания не оставляли художника и некоторое время он не мог работать в полную силу. Долго восстанавливались руки после тяжелой работы и лишений. Но в 1945-46 гг. им была создана роспись вазы «Цветы и звери».
На фото: 1. А.В. Воробьевский расписывает вазу «Цветы и звери», 1945-46 гг., 2. Воробьевский за росписью предметов, 1934 год, 3. и 4. Вазы, расписанные на Рижском заводе, 1943-44 года., 5. Образец подписи «В. Еременко», 6. Ваза «Цветы и звери», 1945-46 гг.