Статьи и Интервью

Иван Васильев и его Жар-Птицы

Фарфор СССР
Васильев (Навозов) Иван Васильевич – известный художник Конаковского фаянсового завода, полюбившийся многим своими лирическими и яркими цветочными мазковыми росписями. Но мало кто знаком с его произведениями, сочетающими фаянс и палехскую живопись.

Когда в моём собрании появилось две фаянсовые шкатулки-пудреницы – на подглазурном кобальте, будто светящимся изнутри, нанесена палехская роспись по сказке «Жар-птица» - я решила узнать о них и их авторе поподробней. И найденной информацией делюсь с вами.

Иван Васильевич родился в 1919 г. в селе Малые Дорки Палехского района Ивановской области в крестьянской семье. С детства его окружала деревенская природа, мягкая, лиричная, русская, явившаяся для него впоследствии источником вдохновения.

С 1932 по 1936 годы он учился в Палехской художественной школе древней живописи, которая стала ему вратами в мир искусства, в мир тревог, неудач, радостей. Основным специальным предметом в течение трех лет было искусство Палеха. На последнем, четвертом, курсе были введены уроки росписи по фарфору. Замечательные художники, основоположники палехской живописи И.И. Голиков, И.В. Маркичев, А.А. Дыдыкин, Н.М. Зиновьев, Ф.А. Каурцев и др. побывали на Дулёвском фарфоровом заводе, где ознакомились с технологией изготовления керамики, с росписью керамическими красками, и передали опыт своим ученикам. Время учебы не пропало даром. «Более всего я обязан своим художественным воспитанием Григорию Константиновичу Бурееву — преподавателю палехской миниатюры». (И. В. Васильев). И здесь Иван Васильевич на долгие годы остается верен традициям славных мастеров и учителей Палеха.

С июля 1936 года по май 1938 года он работал художником на Дулёвском фарфоровом заводе, где сделал роспись на чайном сервизе «Охота на оленя», на тарелке «Охота с соколом» и др., которые являются великолепными образцами палехской росписи на фарфоре и ныне украшают собрания музеев Кусково и ВМДПНИ.

С июня 1938-го по 1939 г. – художник на Первомайском фарфором заводе в Ярославской области. С марта 1939 г. – художник на Конаковском фаянсовом заводе.

В ноябре того же 1939 года был призван в армию, затем участвовал в Великой Отечественной войне, был тяжело ранен. Награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Одессы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и юбилейными медалями.

В октябре 1945-го вернулся на Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина.

С марта 1948-го – почти два года – не работал по состоянию здоровья. С декабря 1950 года вновь на заводе – художник, с сентября 1961-го – старший художник, с сентября 1963-го по апрель 1976-го года – главный художник завода.

Участник художественных выставок с 1965 года: международных, зарубежных, всесоюзных, республиканских, зональных, областных. Его работы находятся во многих музеях и частных собраниях.

Как пишет Е. Бубнова в своей книге «Конаковский фаянс», становление художника Васильева И.В. как мастера живописи по фаянсу шло трудно. Мешала приверженность его к палехской миниатюре. До 1945 года художник не мог вплотную заняться изучением фаянса, так как после окончания Палехской художественной школы древней живописи работал на фарфоровых заводах и лишь несколько месяцев до призыва в действующую армию – на фаянсовом заводе им. М.И. Калинина. В своих ранних вещах он хотел сочетать палехскую живопись и фаянс. Однако на толстостенном, грубоватом, но тёплом осязаемо-пластичном материале – фаянсе тонкая виртуозность палехской миниатюры выглядела чужеродно, холодно и сухо. А кроме того, произведения Васильева не могли тиражироваться – для этого нужна была специальная подготовка рабочих в живописном цехе. Потому такие произведения, как пудреница «На глухаря» (1949 г), фляга «Жар-птица», шкатулка «Царь Гвидон» (1950 г) и другие, в которых Иван Васильевич пытался соединить палехскую живопись и фаянс, так и остались уникальными вещами, воспоминаниями художника о Палехе.

Для целей тиражирования тонкие и миниатюрные росписи Васильева упрощались.

Постепенно Васильев И.В. перестраивается с тонкой миниатюрной живописи на широкую кистевую манеру росписи по фаянсу. Работая над подглазурной и надглазурной живописью по фаянсу, постигая её специфику, художник старается взять из палехской миниатюры то, что характерно для всей русской художественной культуры в целом: высокую декоративность цвета и рисунка, условность изображения и поэтичность мировосприятия.

На одной из моих шкатулок «Жар-птица» (фото 2 и 3), с внутренней стороны крышки, нанесена золотом дарственная надпись, обрамлённая завитками, «1947 г. Клавде от Вани». Такая краткая и в то же время такая чувственная надпись. Тонкость и витиеватость линии, хорошее владение золотом и похожий на букву «В» завиток справа намекают нам на то, что надпись сделана художником, расписавшем шкатулку. И, очень хочется верить, что этот художник - Иван Васильевич.

Для статьи использованы материалы и ресурсы:

- книга «Конаковский фаянс», 1978, Москва, издательство «Изобразительное искусство».
- сайт Конаковской межпоселенческой центральной библиотеки
https://www.konakovobiblioteka.ru/
- сайт Союза художников России, Тверское областное отделение
http://shrtver.ru/arxiv/vasilev_ivan_vasilevich
- фото из собрания Тверской областной картинной галереи, музея-усадьбы Кусково, ВМДПНИ (выставки и Госкаталог).

На фото:
  1. Шкатулка-пудреница «Жар-птица», конец 1940-х, в собрании Афониной Юлии.
  2. Шкатулка-пудреница «Жар-птица», 1947 г., в собрании Афониной Юлии.
  3. Надпись на внутренней стороне крышки шкатулки из собрания Афониной Юлии.
  4. Шкатулка-пудреница Цветочный узор, 1950-е – 1960-е гг., один из упрощенных вариантов росписи тиражного предмета в стиле палехской живописи. В собрании Афониной Юлии.
  5. Шкатулки-пудреницы из собрания Афониной Юлии.
  6. Шкатулка-пудреница «Тройка», 1947 г., в собрании Тверской областной картинной галереи.
  7. Шкатулка-пудреница «Руслан и Людмила», 1946 г., в собрании Тверской областной картинной галереи.
  8. Ваза с растительным узором, Конаково 1960-е, в собрании Тверской областной картинной галереи.
  9. Молочник «Охота на оленя», Дулёвский фарфоровый завод 1930-е, в собрании музея-усадьбы Кусково.
  10. Тарелка «Охота с соколом», Дулёвский фарфоровый завод 1930-е, в собрании ВМДПНИ.
  11. Художники-живописцы Васильев И.В. и Хихеева А.И. за росписью ваз для Брюссельской выставки, 1958 год, Государственный центральный музей современной истории России.
  12. Васильев И.В. 09 мая 1975 года,из архива Н.И. и А.А. Нечаевых (А.А.Нечаев – внук И.В. Васильева).


Made on
Tilda