Статьи и Интервью

Жизнь художника Абрама Ильича, его фарфор, и дом с неудобными мастерскими

Фарфор СССР Лучшие статьи
Я ждала эту посылку с волнением.

Недавно случайно купила несколько работ – фарфоровое блюдо и тарелки. На темных фотографиях от продавца было ничего не разобрать: ни качество живописи, ни размеры. Но меня заинтересовали подписи на обратной стороне большой тарелки.

И вот, коробка из Петербурга приехала. Принеся ее домой, я решила открыть посылку у большого окна - мне хотелось впервые увидеть тарелки под ярким солнечным светом.

Разрезав скотч и развернув упаковку, я перевела взгляд на самую большую тарелку и у меня перехватило дыхание.
Первой мыслью было, что я смотрю на рисунок на большом ватмане, а не на фарфор. Я была поражена графичностью рисунка. Длинные, уверенные линии: у женских фигур очень изящные кисти рук и стопы. Золотистые спелые ананасы как будто согреты солнцем. Краски - нежно-розовые, охристо-черные, желтые, золотые, выглядели как эмаль на кипенно-белом фоне.

Художнику удалось безупречно нарисовать каждый участок этой картины.

Взяв тарелку в руки, я была удивлена ее размерам и массивности; это скорее большое блюдо или пласт.
Я смотрела на блюдо, и одна - единственная мысль была в голове: "Грандиозно".
Постаралась в памяти найти, то с чем это можно сравнить, мне пришло только одно – от работы исходило неповторимое ощущение стиля ленинградской школы фарфора.

Автор

Абрам Ильич Лапиров, ленинградский художник, блестящий график.
Родился в Витебске – городе Марка Шагала.
И, (как вспоминал его друг, скульптор Григорий Ястребенецкий), даже много лет прожив в Ленинграде, в нем осталось что-то от героев Шагала – наивность, восторженность и бесхитростность.

Высокий, красивый, с хищным профилем и развивающимися волосами. Человек очень эмоциональный и деятельный: архитектура, фарфор, керамика, оформительская деятельность, интерьер, станковая графика – только оцените масштаб его усилий.
А еще он построил дом для художников с неудобными мастерскими.

Дом, который построил Лапиров

Дом на Песочной набережной - самый известный его проект: Лапиров, по поручению Союза Художников, спроектировал дом на 56 квартир и 113 мастерских для художников.
По замыслу Лапирова, художники, жившие и работавшие в доме должны были выполнить, «на общественных началах», 12 двухметровых скульптур для украшения фасада. Само собой, никто из скульпторов впоследствии не сделал ни одной скульптуры, и дом, по сей день, стоит с «голым» фасадом.

Также в доме были спроектированы два огромных вестибюля, простирающихся высоко, до самой крыши. Но никто из жильцов дома так и не придумал, как можно использовать эти вестибюли – они оказались совершенно не нужными помещениями. В один из них сваливали мусор и старые гипсовые формы из мастерских, а другой оккупировали кошки.

Но для Абрама Ильича важно было другое:
« - Смотрите, - говорил он, восторженно указывая на вестибюли - какие огромные, роскошные объемы!

- А для чего они? – спрашивали наивные художники.

- А вдруг кто-то захочет спустить большую картину с последнего этажа? – отвечал Лапиров

- Но картину можно спустить и вертикально, необязательно в горизонтальном положении – замечали художники.

- Вы ни черта не понимаете! – возмущался Лапиров и быстро уходил, гордо подняв голову и встряхивая шевелюрой.»

Среди жильцов дома, ходила такая история. Лапиров, запланировав в доме квартиру для себя на 3 этаже, тайно попросил прораба сделать стены в своей будущей квартире на 2 кирпича выше (чтобы потолок был выше).
И потом, в комиссии по обустройству, узнав об этом, назло Лапирову, ему дали квартиру на 2 этаже, ту самую, с низкими потолками.

В этом доме и сейчас работают художники; их сменилось уже несколько поколений. Здесь жили М. К. Аникушин, В.Г. Стамов, Ю.А. Васнецов, Натан Альтман,
Л. М. Холина, С.П. Богаткина, В.Л. Рыбалко, В.И. Татарович, и многие другие ленинградские художники.

Жизнь

Родился в 1908 году в Витебске, в многодетной семье - у него было десять братьев. Все братья выучились и пошли по стопам отца - он был инженер-строитель. И только маленький Абрам мечтал с раннего детства об одном - стать художником.

В 1925 году Абрам Ильич приехал в Ленинград и поступил вначале в художественно-промышленный техникум, и позже - во Вхутеин, на архитектурный факультет.
Учился с большим рвением; напряженно. Будучи энергичной и темпераментной натурой, буквально впитывал знания и художественные впечатления.

Перед началом войны Лапиров был принят в Союз архитекторов СССР. Он приступает к работе в архитектурно - планировочном отделе Ленсовета под руководством главного архитектора Ленинграда.
Довольно скоро сам становится руководителем группы, и вносит большую лепту в разработку генерального плана строительства Ленинграда.

Потом началась война.
Война оборвала все дела и творческие планы были забыты. В первые военные месяцы Абрам Ильич работал на маскировке военных объектов Ленинграда. С зимы 1941 года уехал в эвакуацию в Уфу.

После войны

В Ленинграде, возвращавшемся к мирной жизни, Лапиров работает в областном отделе архитектуры. На эти годы приходится пик его архитектурной деятельности. Он автор многих памятников и монументов, установленных как в Ленинграде, так и других городах СССР.
В том числе занимался проектированием станций метро (метро «Нарвская»), парковых мостов, оформлением ярмарок, киосков, фонтанов, декоративных садовых ваз.

Фарфор

1960е года - высшая точка, расцвет творчества Лапирова. Он начинает работать в фарфоре. Супруга его, скульптор, также работала с фарфором (на ЛФЗ).
Ранние рисунки на фарфоре откровенно графичны: чистый цвет, который точно заполняет области на рисунке. А более поздние очень живописны.

Абрам Лапиров – своим путем - в фарфоре, за несколько лет, прошел огромный путь развития всей ленинградской школы фарфора. От графизма к живописности и декоративности.

Его фарфор — это эмоциональные работы художника, влюбленного в природу, в людей и в саму эту жизнь.

На фото: 1.Блюдо «Негритянки с плодами».1960е гг., 2.А. И. Лапиров, 1970е гг. 3.Блюдо «Рябинушка» 1960е гг., 4.Блюдо «Соперницы». 1960е гг., 5.Блюдо «Кони», 1960е гг., 6. И 7.Главный фасад и вход дома на Песочной набережной., 8. И 9.Одна из скульптурных мастерских в доме, 10.Внешний вид вестибюля. 11.Натюрморт с цветами, живопись, 1965 год. 12. Эскиз фарфоровой вазы, 1960е гг.13. Ваза «Мир», 1965 год.

В статье использованы фрагменты из книги «Такая долгая жизнь» скульптора Григория Ястребенецкого.

Made on
Tilda