1. Владимир, чтобы начать разговор - самый простой вопрос: кем Вы мечтали стать в детстве?
В детстве мечтал стать директором музея, но не крупного, а маленького, камерного, уютного. И, главной задачей было оставить яркое впечатление от его посещения людям на всю жизнь..
2. Мы знаем Вас не только как искусствоведа, историка искусств и эксперта по фарфору, но и автора книг/писателя. Расскажите, как удается совмещать столько работы?
Когда занимаешься любимым делом, то в отведённое «рабочее» время удаётся и работать, а главное, вместе с тем, получать интересные новые знания и сведения, а если ещё и понимаешь, что есть какие-то собственные «открытия» в интересной многим людям сфере (особенно это касается искусства), то хочется этим поделиться, написав статьи, публикации или книгу.
3. Расскажите немного о себе, почему стали искусствоведом, как обнаружили в себе страсть и искусству?
Конечно, духовную подпитку искусством получил в детстве, когда много времени летом проводил с бабушкой. Лет с 6-ти она всегда брала меня собой во все музеи пригородов Петербурга: Царское Село, Павловск, Гатчину, Ораниенбаум, Петергоф… Так постепенно я усваивал и впитывал красоту и величие разных видов искусства: архитектуры, убранства и интерьера, живописи, декоративно-прикладного искусства.. Уже в позднем юношестве проявилась страсть и интерес к авангардной живописи и скульптуре, а позднее уже к фарфору этого периода..
4. Ваши лекции всегда приятно слушать, расскажите, где Вы их читали за последнее время?
За последнее время лекции читал в Доме Учёных им.Горького РАН; проводил экскурсии-лекции на выставках в Эрмитаже и Русском музее.
5. Как Вам пришла идея первой книги («Творчество сестер Н.Я. и Е.Я. Данько»)? Сколько времени заняло ее написание?
Идея первой книги пришла с написанием Диплома по окончанию Санкт-Петербургского Государственного университета (кафедры Истории искусства Исторического факультета). Не смотря на хрестоматийную известность имени Данько, как создателя скульптурного агитационного фарфора, понял, что на тот момент нет серьезной монографии по ее творчеству, а также не известно широкому кругу множество ее уникальных работ хранящихся, в основном, в запасниках музеев. Осознал, что надо исправлять эту «несправедливость». Забегая вперёд, скажу, что самой приятной наградой после выхода книги была похвала многих музейщиков за новое «открытие», даже для них (!), широты творческого диапазона сестёр Наталии и Елены Данько. Всё время написания заняло где-то 8-9 лет и 1,5-2 года каждодневного труда перед выходом книги.
6. Где ищете вдохновение – в повседневной жизни – для работы и творчества?
Вдохновение ищу в прочтении мемуаров и биографических сведений творческих людей, связанных с искусством.
7. Если выбирать из двух предметов (к примеру, в свою коллекцию) – один с исторической ценностью, другой с художественной, что Вы, чаще всего, выберете?
Безусловно, стараюсь делать акцент на предметах, которые совмещают обе эти ценности (так как я сам историк по образованию и, к тому же, ценю художественную эстетку предмета). Но художественная ценность, думаю, в моем случае будет предпочтительней в выборе артефакта.
8. Как думаете – в чем отличие европейского фарфора от советского? В смысле художественности?
Отличие, думаю, в разнообразии тематики, если брать фарфор ХХ века. Советский фарфор всех республик СССР очень разнообразен, как по качеству, так и по темам, пластическим формам и тд. В смысле художественности не отдавал бы никому первенство, всё зависит от самой вещи и ее исполнения…
9. Один любимый фарфоровый завод СССР на все времена, это?
Любимый фарфоровый завод для меня — конечно, Петербургский-Государственный-Ленинградский-Ломоносовский-Императорский фарфоровый завод. Одним словом, мы с ним земляки и он был и есть ведущий флагман отечественной фарфоровой отрасли.
10. Какой мастер/художник советского фарфора вызывает восхищение?
Восхищение, конечно, вызывает художник раннего советского фарфора — выдающийся мастер Сергей Чехонин. Это человек огромного таланта и высочайшей культуры. Если в двух словах: впечатляет его творческое разнообразие и качество выполненных им предметов: майолика, живопись, графика, миниатюра, фарфор, финифть, эмали, роспись тканей…
11. Современное искусство (в фарфоре) – любите ли? Покупаете ли вещи современных художников?
Да, безусловно, стараюсь быть в курсе, что происходит и создаётся в наше время художниками, посещаю выставки и экспозиции прикладного искусства. Предпочтение отдаю мастерам «со своим лицом и почерком», а не подражателям прошлого. Да, конечно, покупаю понравившиеся работы современных художников.
12. Когда собираешь коллекцию, что правильнее - следовать трендам (покупать, то, что ценится всеми) или слушать себя, свою интуицию?
Уверенно могу сказать, что ТОЛЬКО слушать себя и свою интуицию. Безусловно, над этим надо много поработать: смотреть, смотреть и ещё раз смотреть вещи, ходить на выставки и экспозиции, читать специальную литературу, находить «свой» круг единомышленников и тд. Когда уже почувствуете, что есть «своё понимание», начинать собирать… И, вполне нормально, что через некоторое время будет своеобразное «озарение» и захочется поменять направление, вектор собирательства «в другую нишу» — это вполне НОРМАЛЬНО. Главное - действовать и идти дальше…
13. О любви к Петербургу – Ваши самые любимые места в Питере.
Самые любимые места «Северной Пальмиры» — стрелка Васильевского острова; набережные, одетые гранитом; различные виды на город с высоких точек в разные времена года!
14. Расскажите о текущих планах, куда едете с лекциями в ближайшее время, планируете написать что-то новое?
В планах хорошо провести лето, возможно, даже некоторое время в Карелии. Сейчас в завершающем процессе написание статьи о коллекционерах фарфора в ХХ веке. Очень важным, как мне кажется, сегодня вспомнить о «временных хранителях белого золота» и, конечно, о знаковых выставках ХХ века, включающих уникаты советского фарфора.
15. Мысль дня от Владимира Левшенкова
«Изучайте, всматривайтесь, держите в руках, ощущайте, наслаждайтесь, подпитываетесь предметами настоящего искусства, особенно прикладного..! Позитивные эмоции от соприкосновения с искусством делают нашу жизнь ярче и богаче…во всех смыслах и подтекстах…»
Предметы из коллекции Владимира Левшенкова; на фото:
1. Блюдо-поднесение к Юбилею творческой деятельности Л.В. Протопоповой от коллектива художественной лаборатории ЛФЗ им. Ломоносова, 1976 год.
Жемчужиной в коллекции фарфора 2-ой половины ХХ века является большое блюдо с росписью миниатюрами 35-ти (!) художников Ленинградского завода. В центре – «Пейзаж» флагмана ЛФЗ Алексея Воробьевского. Любопытен калейдоскоп ярких картинок разных художников, сделанных на память к 70-ти летию и 50-ти летию работы с фарфором ведущего мастера ЛФЗ Людмилы Протопоповой.
2. Алиса Брускетти-Митрохина. «Горожанка», 1915-17 гг.
В скульптуре, изображающей городскую модницу второй половины 1910-х годов, автор
изобразила автопортретные черты. На это нам указывают многие рисунки, выполненные
Дмитрием Митрохиным, известным графиком и мужем Алисы Брускетти.
3. Наталия Данько. Пресс-папье «Клич с Востока», 1920 год.
Очень ценю так называемую «белую» скульптуру без росписи, подчёркивающую
пластические свойства фарфора и его белизну с игрой светотени. Зачастую, фигура,
сплошь покрытая росписью, скрывает декоративные качества произведения и мастерство
самого скульптора, тем самым искажая замысел и нарушая восприятие объёмов модели.
По воспоминаниям и прижизненным фотографиям известно, что именно не расписанную
скульптуру ценила и хранила у себя дома Наталия Данько, а также вступала в спор со
своей младшей сестрой в вопросах росписи малой пластики. Суть её изречений
заключалась в том, чтобы роспись только акцентировала фарфоровую пластику, а не
создавала подобие «дымковской игрушки».
4. Борис Савицкий. «Живописец», 1927 год.
Очень редкая и сложная скульптура, изображающая живописца в работе над росписью
фарфорового блюда. Остаётся открытым вопрос: кого же конкретно изобразил скульптор?
Столь малое количество отливок планировалось выполнить к юбилею или особой дате…
ведущих мастеров – Сергея Чехонина, Алексея Скворцова, Рудольфа Вильде… или это
собирательный образ…? Интересно отметить, что на рабочем «столе-трибуне», рядом с
живописным эскизом-свитком, стоит хрестоматийная скульптура Наталии Данько
«Работница, говорящая речь».
5. Наталия Данько. Персонажи комедий Шекспира «Двенадцатая ночь» и Лопе де
Вега «Валенсианская вдова» в постановках Николая Акимова, 1939 год.
Жемчужиной коллекции являются также несколько скульптур, иллюстрирующих
персонажей комедий Шекспира и Лопе де Вега. С этими фигурками напрямую связана
биография Мастера и удивительная история. В сложные для Данько (и не только для
неё…) годы – 1938 и 1939 – когда она хотела даже уволиться с фарфорового завода для
«смены обстановки и отхода от тематики официальной пропаганды», с сестрой они
начинают посещать акимовский театр Комедии и не пропускают ни одной новой
постановки. И, каждый раз, Наталия лепит из пластилина эскизы героев спектаклей в
разных мизансценах и позах, а Елена делает в блокноте зарисовки костюмов. Затем, уже
дома, скульптор формует и обжигает фигурки в муфельной печи (ввиду этого они
получались миниатюрных размеров), а художник создаёт авторскую роспись каждого
персонажа. И, настаёт день, когда сёстры Данько ввиду своего почтения и
признательности, вручают актёрам «волшебный ларец» с уникальными миниатюрами.
Каждому актёру достаётся его фарфоровый портрет-персонаж, а режиссёру – полный
комплект миниатюр из спектакля «Двенадцатая ночь». Можно себе представить, какой
для Акимова это был бесценный подарок и как он им дорожил, когда взял с собой в
эвакуацию из блокадного Ленинграда… После окончания войны, вернувшись в Ленинград
с семьёй в свою бывшую квартиру, где уже жили чужие люди, оставшиеся без крова в
страшные годы Блокады, Акимов был потрясён сохранением ими многих важных бумаг,
документов и дорогих ему крупногабаритных вещей: в том числе большой папки с
живописными работами самого Николая Павловича и его учителя Александра Яковлева. В
благодарность за это сохранение и спасение столь ценных предметов, Акимов дарит
своим «временным домочадцам» главную скульптуру серии, изображающую двух
персонажей «Двенадцатой ночи» – герцога Орсино и Виолу. Фигура, как реликвия, так и
хранилась у наследников этих людей и в XXI веке перешла в моё собрание.
В детстве мечтал стать директором музея, но не крупного, а маленького, камерного, уютного. И, главной задачей было оставить яркое впечатление от его посещения людям на всю жизнь..
2. Мы знаем Вас не только как искусствоведа, историка искусств и эксперта по фарфору, но и автора книг/писателя. Расскажите, как удается совмещать столько работы?
Когда занимаешься любимым делом, то в отведённое «рабочее» время удаётся и работать, а главное, вместе с тем, получать интересные новые знания и сведения, а если ещё и понимаешь, что есть какие-то собственные «открытия» в интересной многим людям сфере (особенно это касается искусства), то хочется этим поделиться, написав статьи, публикации или книгу.
3. Расскажите немного о себе, почему стали искусствоведом, как обнаружили в себе страсть и искусству?
Конечно, духовную подпитку искусством получил в детстве, когда много времени летом проводил с бабушкой. Лет с 6-ти она всегда брала меня собой во все музеи пригородов Петербурга: Царское Село, Павловск, Гатчину, Ораниенбаум, Петергоф… Так постепенно я усваивал и впитывал красоту и величие разных видов искусства: архитектуры, убранства и интерьера, живописи, декоративно-прикладного искусства.. Уже в позднем юношестве проявилась страсть и интерес к авангардной живописи и скульптуре, а позднее уже к фарфору этого периода..
4. Ваши лекции всегда приятно слушать, расскажите, где Вы их читали за последнее время?
За последнее время лекции читал в Доме Учёных им.Горького РАН; проводил экскурсии-лекции на выставках в Эрмитаже и Русском музее.
5. Как Вам пришла идея первой книги («Творчество сестер Н.Я. и Е.Я. Данько»)? Сколько времени заняло ее написание?
Идея первой книги пришла с написанием Диплома по окончанию Санкт-Петербургского Государственного университета (кафедры Истории искусства Исторического факультета). Не смотря на хрестоматийную известность имени Данько, как создателя скульптурного агитационного фарфора, понял, что на тот момент нет серьезной монографии по ее творчеству, а также не известно широкому кругу множество ее уникальных работ хранящихся, в основном, в запасниках музеев. Осознал, что надо исправлять эту «несправедливость». Забегая вперёд, скажу, что самой приятной наградой после выхода книги была похвала многих музейщиков за новое «открытие», даже для них (!), широты творческого диапазона сестёр Наталии и Елены Данько. Всё время написания заняло где-то 8-9 лет и 1,5-2 года каждодневного труда перед выходом книги.
6. Где ищете вдохновение – в повседневной жизни – для работы и творчества?
Вдохновение ищу в прочтении мемуаров и биографических сведений творческих людей, связанных с искусством.
7. Если выбирать из двух предметов (к примеру, в свою коллекцию) – один с исторической ценностью, другой с художественной, что Вы, чаще всего, выберете?
Безусловно, стараюсь делать акцент на предметах, которые совмещают обе эти ценности (так как я сам историк по образованию и, к тому же, ценю художественную эстетку предмета). Но художественная ценность, думаю, в моем случае будет предпочтительней в выборе артефакта.
8. Как думаете – в чем отличие европейского фарфора от советского? В смысле художественности?
Отличие, думаю, в разнообразии тематики, если брать фарфор ХХ века. Советский фарфор всех республик СССР очень разнообразен, как по качеству, так и по темам, пластическим формам и тд. В смысле художественности не отдавал бы никому первенство, всё зависит от самой вещи и ее исполнения…
9. Один любимый фарфоровый завод СССР на все времена, это?
Любимый фарфоровый завод для меня — конечно, Петербургский-Государственный-Ленинградский-Ломоносовский-Императорский фарфоровый завод. Одним словом, мы с ним земляки и он был и есть ведущий флагман отечественной фарфоровой отрасли.
10. Какой мастер/художник советского фарфора вызывает восхищение?
Восхищение, конечно, вызывает художник раннего советского фарфора — выдающийся мастер Сергей Чехонин. Это человек огромного таланта и высочайшей культуры. Если в двух словах: впечатляет его творческое разнообразие и качество выполненных им предметов: майолика, живопись, графика, миниатюра, фарфор, финифть, эмали, роспись тканей…
11. Современное искусство (в фарфоре) – любите ли? Покупаете ли вещи современных художников?
Да, безусловно, стараюсь быть в курсе, что происходит и создаётся в наше время художниками, посещаю выставки и экспозиции прикладного искусства. Предпочтение отдаю мастерам «со своим лицом и почерком», а не подражателям прошлого. Да, конечно, покупаю понравившиеся работы современных художников.
12. Когда собираешь коллекцию, что правильнее - следовать трендам (покупать, то, что ценится всеми) или слушать себя, свою интуицию?
Уверенно могу сказать, что ТОЛЬКО слушать себя и свою интуицию. Безусловно, над этим надо много поработать: смотреть, смотреть и ещё раз смотреть вещи, ходить на выставки и экспозиции, читать специальную литературу, находить «свой» круг единомышленников и тд. Когда уже почувствуете, что есть «своё понимание», начинать собирать… И, вполне нормально, что через некоторое время будет своеобразное «озарение» и захочется поменять направление, вектор собирательства «в другую нишу» — это вполне НОРМАЛЬНО. Главное - действовать и идти дальше…
13. О любви к Петербургу – Ваши самые любимые места в Питере.
Самые любимые места «Северной Пальмиры» — стрелка Васильевского острова; набережные, одетые гранитом; различные виды на город с высоких точек в разные времена года!
14. Расскажите о текущих планах, куда едете с лекциями в ближайшее время, планируете написать что-то новое?
В планах хорошо провести лето, возможно, даже некоторое время в Карелии. Сейчас в завершающем процессе написание статьи о коллекционерах фарфора в ХХ веке. Очень важным, как мне кажется, сегодня вспомнить о «временных хранителях белого золота» и, конечно, о знаковых выставках ХХ века, включающих уникаты советского фарфора.
15. Мысль дня от Владимира Левшенкова
«Изучайте, всматривайтесь, держите в руках, ощущайте, наслаждайтесь, подпитываетесь предметами настоящего искусства, особенно прикладного..! Позитивные эмоции от соприкосновения с искусством делают нашу жизнь ярче и богаче…во всех смыслах и подтекстах…»
Предметы из коллекции Владимира Левшенкова; на фото:
1. Блюдо-поднесение к Юбилею творческой деятельности Л.В. Протопоповой от коллектива художественной лаборатории ЛФЗ им. Ломоносова, 1976 год.
Жемчужиной в коллекции фарфора 2-ой половины ХХ века является большое блюдо с росписью миниатюрами 35-ти (!) художников Ленинградского завода. В центре – «Пейзаж» флагмана ЛФЗ Алексея Воробьевского. Любопытен калейдоскоп ярких картинок разных художников, сделанных на память к 70-ти летию и 50-ти летию работы с фарфором ведущего мастера ЛФЗ Людмилы Протопоповой.
2. Алиса Брускетти-Митрохина. «Горожанка», 1915-17 гг.
В скульптуре, изображающей городскую модницу второй половины 1910-х годов, автор
изобразила автопортретные черты. На это нам указывают многие рисунки, выполненные
Дмитрием Митрохиным, известным графиком и мужем Алисы Брускетти.
3. Наталия Данько. Пресс-папье «Клич с Востока», 1920 год.
Очень ценю так называемую «белую» скульптуру без росписи, подчёркивающую
пластические свойства фарфора и его белизну с игрой светотени. Зачастую, фигура,
сплошь покрытая росписью, скрывает декоративные качества произведения и мастерство
самого скульптора, тем самым искажая замысел и нарушая восприятие объёмов модели.
По воспоминаниям и прижизненным фотографиям известно, что именно не расписанную
скульптуру ценила и хранила у себя дома Наталия Данько, а также вступала в спор со
своей младшей сестрой в вопросах росписи малой пластики. Суть её изречений
заключалась в том, чтобы роспись только акцентировала фарфоровую пластику, а не
создавала подобие «дымковской игрушки».
4. Борис Савицкий. «Живописец», 1927 год.
Очень редкая и сложная скульптура, изображающая живописца в работе над росписью
фарфорового блюда. Остаётся открытым вопрос: кого же конкретно изобразил скульптор?
Столь малое количество отливок планировалось выполнить к юбилею или особой дате…
ведущих мастеров – Сергея Чехонина, Алексея Скворцова, Рудольфа Вильде… или это
собирательный образ…? Интересно отметить, что на рабочем «столе-трибуне», рядом с
живописным эскизом-свитком, стоит хрестоматийная скульптура Наталии Данько
«Работница, говорящая речь».
5. Наталия Данько. Персонажи комедий Шекспира «Двенадцатая ночь» и Лопе де
Вега «Валенсианская вдова» в постановках Николая Акимова, 1939 год.
Жемчужиной коллекции являются также несколько скульптур, иллюстрирующих
персонажей комедий Шекспира и Лопе де Вега. С этими фигурками напрямую связана
биография Мастера и удивительная история. В сложные для Данько (и не только для
неё…) годы – 1938 и 1939 – когда она хотела даже уволиться с фарфорового завода для
«смены обстановки и отхода от тематики официальной пропаганды», с сестрой они
начинают посещать акимовский театр Комедии и не пропускают ни одной новой
постановки. И, каждый раз, Наталия лепит из пластилина эскизы героев спектаклей в
разных мизансценах и позах, а Елена делает в блокноте зарисовки костюмов. Затем, уже
дома, скульптор формует и обжигает фигурки в муфельной печи (ввиду этого они
получались миниатюрных размеров), а художник создаёт авторскую роспись каждого
персонажа. И, настаёт день, когда сёстры Данько ввиду своего почтения и
признательности, вручают актёрам «волшебный ларец» с уникальными миниатюрами.
Каждому актёру достаётся его фарфоровый портрет-персонаж, а режиссёру – полный
комплект миниатюр из спектакля «Двенадцатая ночь». Можно себе представить, какой
для Акимова это был бесценный подарок и как он им дорожил, когда взял с собой в
эвакуацию из блокадного Ленинграда… После окончания войны, вернувшись в Ленинград
с семьёй в свою бывшую квартиру, где уже жили чужие люди, оставшиеся без крова в
страшные годы Блокады, Акимов был потрясён сохранением ими многих важных бумаг,
документов и дорогих ему крупногабаритных вещей: в том числе большой папки с
живописными работами самого Николая Павловича и его учителя Александра Яковлева. В
благодарность за это сохранение и спасение столь ценных предметов, Акимов дарит
своим «временным домочадцам» главную скульптуру серии, изображающую двух
персонажей «Двенадцатой ночи» – герцога Орсино и Виолу. Фигура, как реликвия, так и
хранилась у наследников этих людей и в XXI веке перешла в моё собрание.