Статьи и Интервью

Как работали в живописном цеху Дулево в 1950х

Фарфор СССР
В живописном тишина. Живописцы, сидя за большими столами, быстро работают кистью и пером. Мазок за мазком ложится на белую поверхность фарфора, образуя яркие цветы, причудливые узоры или затейливый орнамент. И вдруг раздаётся песня.

Завела её миниатюрная девушка - Елена Стручкова. В войну она работала санитаркой в госпитале, а теперь снова вернулась к своему делу. Елене все здесь, в живописном, нравится: и запахи красок, и пушистые кисточки, и тихий перезвон посуды.
Работа ладится, на душе хорошо, и песня рождается сама собой.

Запела старинную, дулёвскую:
А что же ты, красавица,
очами вниз глядишь...

И песня, словно река, поплыла. К одному голосу примкнул другой, третий.
Иль жизнь тебе не нравится,
скажи, о чём грустишь...

А в комнате по соседству – комнате художников – слушая песню, тихонько разговаривают:
– Леонов эту песню любил. Он и сервиз свой в честь этой песни «Красавицей» назвал.
– Как его не здесь хватает. Где-то он теперь? Энергичный, заводной. С таким дело спорится.
(Леонов в те годы сидел). Заводу был нужен главный художник.

После войны многие мастера увлеклись росписью юбилейных ваз и подарочных изделий. Трудоёмких, помпезных, сложно-декоративных.
Создание этих изделий, чаще всего, отвлекало художников от работы над массовым ассортиментом.
Художественная скульптура развивалась, а рисунки для массовой посуды обновлялись плохо.
Заводу нужен был художественный руководитель.

В 1950 году в Дулёво вернулся Петр Васильевич Леонов и приступил к работе – с чистого листа. Его вновь назначили главным художником.

Леонов и художники, под его руководством, начали работать над новыми живописными решениями. Обращение к народной традиции, по большей части, определило их поиск.
От своих художников Леонов требовал образности.
«Нашу роспись решает не декоративный элемент, а образ, который он рождает» - говорил он. Посмотрите, как художники называют свои вещи: «Зимнее утро» – цветы как будто в дымке, нежные краски. «Элегия»– белый фон чистого фарфора и чёрные розы.

Дулевцы использовали самые различные приёмы росписи посуды.
Тут и высокохудожественная роспись, когда художник в процессе работы создаёт узор, и разрисовка по кальке, и работа пульверизатором, и печать. Есть посуда, которую работницы расписывают по 60–80 пар в день, а есть и такая, над одним экземпляром которой художник трудится месяц.

Леонов считал свой творческий коллектив особенным. Почти все художники – его ученики, и ему были известны возможности каждого.

И его главное требование к художникам было, чтобы в своих поисках они были и оставались дулёвцами.
Поддерживали линию дулёвского фарфора.

На фото:
1. Дулевские художники за работой 1952 год,
2. Живописный цех Дулево1950е гг.
3. Художник Василий Мысягин 1950 год
4. Художники Иван Зорин и Александр Прохоров за работой, 1950е.
5. Художник Владимир Яснецов, 1950е.
Made on
Tilda