Несколько лет назад, на аукционе «Sotheby's», в 2008-2009 годах, была продана фарфоровая фигурка Нижинского работы Натальи Данько, исполненная на ГФЗ в 1920-е годы. За немыслимые деньги - примерно 600 тысяч долларов. Конечно, это был абсолютный максимум; не одна фигура советского, да и русского фарфора не доходила до такого уровня цен!
Тогда волновал сам факт этой сделки, а спустя какое-то время возникло желание больше узнать, как же появилась идея создания этого шедевра. Ведь балет «Видение розы» никогда не исполнялся на русской сцене, и скульптор Наталья Данько могла видеть только фотографию Августа Берта, опубликованную в журналах. Или слышать или читать восхищенные отзывы современников.
Премьера балета состоялась в апреле 1911 года в Зале Гранье, в Монте-Карло. Это одноактный балет Михаила Фокина на музыку Вебера «Приглашение к танцу» по мотивам стихотворения Т. Готье «Видение Розы».
Балет длился 10 минут, но за это небольшое время артист успевал поразить публику своей пластикой и невероятными прыжками.
Из воспоминаний режиссёра Дягилевской труппы Сергея Григорьева: «.. Девушка видит сон - некое видение, олицетворенное Нижинским. Мираж, который как бы вплывает в окно. После небольшого сольного вступления «Дух розы» поднимает девушку с кресла, и они танцуют необыкновенный дуэт. Этот вальс был таким небесным, таким романтическим, что на самом деле было трудно поверить, что это не сон. В финале видение снова улетает в окно-прыжком, который Нижинский выполнял с таким редким искусством, что создавалось впечатление «подлинного полёта». Фокин писал, что не в одном движении артист не похож на обычного танцовщика. «Это дух, это - мечта. Это - аромат розы». Техника рук в этом балете живая, они говорят, поют, а не исполняют позиции.
Впечатление от балета было так велико, что после одного представления, лондонский импресарио Маринелли попросил Василия, слугу Вацлава, показать балетные туфли Нижинского, чтобы убедиться, нет ли на них резиновых подошв. Другие исследовали сцену в поисках специальных механических приспособлений, повышающих прыгучесть.
Нижинского стали называть «Король Воздуха».
Костюм к балету изготовлен по эскизу Льва Бакста. По замыслу художника костюм был расшит шелковыми лепестками цвета увядшей розы. Прямо на трико пришивались лепестки разных оттенков розового, темно-красного, бледно-лилового, всевозможные тона алого одни плотно, другие свободно. На голову одевался цветной шлем, который переливался яркостью красок.
Рассказывают, что многочисленные поклонницы мечтали достать хоть один такой лепесток на память, поэтому в костюме перед спектаклем их всегда не хватало и пришивались новые. Как оказалось, преданный слуга, Василий состригал лепестки и продавал поклонницам, что в последствии помогло ему накопить нужную сумму и построить дом.
Именно в этом балете с большой силой проявился талант Нижинского, его гений.
В начале 1920-х годов Государственный Фарфоровый завод оказывается в бедственном положении из-за нехватки ресурсов и денег. Спасти может только участие в выставках и заказы Внешторга. В эти годы на заводе появляется серия фигур известных артистов, связанных с Русскими сезонами.
Такой заказ был продиктован большой популярностью этих сезонов на Западе. Наверно не случайно, скульптор Наталья Данько, обращается к этому образу и к этому балету, ведь ещё при жизни Нижинского этот балет превратился в прекрасную легенду, созданную воспоминаниями очевидцев.
Сразу после появления скульптура В. Нижинского в 1922 году была отмечена в печати «...ГФЗ только что выпустил ряд интересных произведений художественного фарфора...фигурка артиста Нижинского, работы художника Н. Данько. Последняя вещь, бесспорно, может быть названа шедевром скульптуры из фарфора...».
Надо сказать, что эти шедевры в основном шли на экспорт и продавались в специализированных магазинах Парижа и Лондона. Тираж фигуры был совсем не большой, никто с точностью не может сказать сколько их выпустили 10, 20 или 30 штук. Фигура видимо пользовалась большим спросом, так как не один крупный музей не имеет ее в своём фонде.
В связи с этим вспоминается ещё один аукцион, который проходил в Москве в 1992 году - "Альфа-Арт", а находился он в ЦДХ. Так вот, на этом аукционе был выставлен на продажу лот - Нижинский, 1922 г. В тот раз Исторический Музей спешно искал средства, чтобы выкупить такую редкость, но музею все отказали.. фигура ушла к покупателю с Запада, который пожелал остаться неизвестным.
А для меня это фигура навсегда останется - «Мечта, Легенда, Видение..»
На фото: 1, 2 и 3. Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в балете "Видение розы" на «Приглашение к танцу» К. М. Вебера. 4. Скульптура «В. Нижинский в балете «Виденье Розы», модель 1921 г., ГФЗ, скульптор Наталья Данько. 5. Рисунок с изображением Вацлава Нижинского, автор Жан Кокто, 1920е гг. 6. Фотография черно-белая на почтовой карточке «В. Нижинский - Призрак розы в балете «Видение розы», автор Берт Август.7. Вацлав Нижинский, 1920е гг. 8. Фотография цветная «В. Нижинский - Призрак розы в балете «Видение розы», автор Берт Август. 9. Фотография черно-белая Вацлав Нижинский в последние годы жизни 1950е гг.