Статьи и Интервью

Поющий художник

Фарфор СССР
Тамара Александровна, новгородский художник - фарфорист, скульптор, архитектор, педагог. Один из авторов знаменитой «синей посуды» - посуды, которая присутствовала в каждой квартире и каждой новгородской семье.

Вторая ее страсть после фарфора – музыка.

Тамара Александровна была известна в кругу новгородских любителей народной песни и романса как певица. Она регулярно выступала в концертах, и, всегда выступала в сопровождении гитаристов: художника-монументалиста Анатолия Завьялова и строителя-геодезиста Николая Хрусталёва.

Но главным делом ее жизни был фарфор.

Ее становление как художника, вся жизнь и творчество Тамары Александровны были связаны с Великим Новгородом. Она внесла значительный вклад в формирование декоративно-прикладного искусства Новгорода 1960-1990х годов. Была участником большого количества выставок.

Начало пути

Тамара Александровна Гаврилова родом из города Волховстрой. Художница переехала в Новгород в 1954 году после окончания в этом же году Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной по двум специальностям «Декоративная скульптура» и «Архитектурно-декоративная скульптура».

Тамара Александровна приехала в Новгород по распределению училища в Специальную научно-реставрационную производственную мастерскую. Работала архитектором, скульптором-модельщиком до 1959 года.

С 1958 года Гаврилова занималась восстановлением лепнины городских зданий, пострадавших в годы Великой Отечественной войны. Отреставрировала множество городских барельефов и лепнин: в здании городского Дома Советов, здании городской Филармонии, выполнила часть убранства в железнодорожном вокзале (барельеф «Александр Невский» ее работы до сих пор украшает это здание).

В 1958 году Тамара Александровна работала над оформлением здания для детского творчества, и, в этот момент к ней пришла идея, что можно было-бы организовать занятия для детей - по скульптуре. Так Тамара сама организовала кружок «Юный скульптор» и сама-же стала в нем работать с детьми – преподавать уроки по скульптуре.

«Возрождение»

Новый период в жизни и творчестве художницы начался с 1967 года, когда Тамара Александровна пришла на только что созданный завод по выпуску фарфоровых изделий «Возрождение».

Почти 30 лет (с января 1967 г. по 1996 г. )Т. А. Гаврилова работала художником, и, в тандеме с художником Владимиром Владимировичем Смоляром, фактически явилась автором стиля Новгородского фарфора.

Сырье на заводе «Возрождение» было невысокого качества, и, принимая во внимание особенности материала, художники разработали технологию крытья кобальтом. Кобальт добавляли в глазурь, фарфор полностью покрывался этой глазурью и расписывался белыми бликами и золотом.

Решая задачу стилевой концепции Новгородского фарфора, Тамара Александровна обратилась к теме древнерусского города. Этот замысел проявился, в первую очередь, в формах посуды, в которых угадываются архитектурные очертания теремов, башенок, храмов, куполов церквей.

Мотивы декора Гаврилова черпала из древнерусских религиозных книг, в ее рисунках можно проследить черты монументальных орнаментальных росписей храмов Великого Новгорода, а также мотивы древней Новгородской скани.

Красивые цветочные орнаменты, прелесть русской природы – еще одна тема росписей Тамары Александровны. Сервизы и чайные пары Гаврилова украшала цветочными бутонами, букетами и виньетками.

Скульптура малых форм

Тамара Александровна много работала с образами, связанными с героями русских сказок и былин. Это были, например, скульптуры русских богатырей, фарфор и скульптура с изображением сказочных персонажей, скульптуры и образы древних войнов (к ним относятся как скульптуры малых форм, так и посудные формы).

Также, следует упомянуть детскую серию скульптур Тамары Александровны. Очаровательные и милые характеры, вылеплены с большой любовью. Малыши и школьники – обыкновенные советские девочки и мальчики, и их чудесный мир детства.

Ведущий художник

За время своей работы в качестве ведущего художника завода «Возрождение», Тамара Александровна Гаврилова оказала большое влияние на становление индивидуальных стилей молодых художников, пришедших на завод в 1970-х гг.

Тамара Александровна играла ведущую роль на предприятии и блестяще справилась с задачей сделать Новгородский фарфор уникальным и узнаваемым - торжественный и праздничный синий фарфор стал визитной карточкой города. Был популярен не только среди новгородцев и гостей города, но и охотно вывозился в качестве сувениров за рубеж.

На фото: 1. Тамара Александровна за работой, 1980е гг., 2. Чашка из сервиза «Горошек», 1977 г., 3. Ваза «Цветение», 1977 г., 4. Тамара Александровна исполняет романс, 1970е гг., 5. Эскизы посуды, 1970е гг., 6. Тарелка «Лето», 1983 г., 7. Молочник «Цветы», 1980е гг., 8. Сервиз «Золотой пояс», 1980е гг., 9. Тарелка «Яблоки», 1983 г., 10. Тарелка «Рожь», 1980 г. 11. Комплект тарелок, 1980е гг. 12. Тамара Александровна в своей мастерской, 1970е гг.
Made on
Tilda