Это было 95 лет назад, в канун Нового, 1933 года. Заканчивался последний год первой пятилетки – трудной, голодной, когда не только продукты, но даже мыло отпускалось по карточкам. Очереди вошли в повседневную жизнь людей.
Под Новый год в отделе фарфора ГУМа и других магазинов, торговавших фарфором, выстроились большие очереди за посудой, которая продавалась без карточек и талонов. - Мне, пожалуйста, вот этот, полосатый, словно тельняшка, сервиз заверните, - просил пробившийся к прилавку покупатель - Как он называется? - «Братишки». - Точно назвали, по-морскому. - А вот этот, голубой с мелким горошком? - «Весна в Москве».
Не знали покупатели, что они приобрели посуду, разработанную в художественной лаборатории, только что организованной на Дулевском заводе.
Созданные тогда солнечные рисунки получили название «ситцевых». Они чем-то походили на броские и жизнерадостные расцветки русских ситцев.
«Ситцевые» рисунки сплошным ковром покрывали поверхность чашек, широким бордюром ложились на края тарелок, сохраняя некоторую, свойственную текстилю, раппортность (повторяемость). На рынке эта посуда быстро покорила покупателей.
В 1932 году Дулевскому фарфоровому заводу исполнилось 100 лет. Более трети его продукции отправлялось на экспорт. Мир рукоплескал Дулевскому фарфору, представленному в Париже, Брюсселе, Монреале и на других всемирных выставках. Отсюда вышли «Сокол» Алексея Сотникова, «Золотой олень» и «Красавица» Петра Леонова, «Лунная ночь» Владимира Яснецова.
Художественную лабораторию называют Дулевской академией, пройдя которую способные рабочие-живописцы становились художниками. В лаборатории выросли художественная династия Яснецовых, мастера фарфора Владимир Медведев, Валентин Городничев, Георгий Захаров, Мария Сергеева, и другие.
На фото чайники со снежинками с "ситцевым" рисунком. По рисунку Леонова Петра Васильевича. Фарфор, роспись. Дулево 1930-1940е гг.