Статьи и Интервью

Художники, которые создали стиль

Фарфор СССР Лучшие статьи
В художественной лаборатории Первомайского фарфорового завода работала целая плеяда таланливых художников, и каждый из них обладал своим художественным лицом. О них - живописцах старого поколения и об истории создания лаборатории эта статья.

1. Про историю лаборатории

В середине 1930-х, одна за другой, в стране открывались художественные лаборатории – почти на каждом фарфоровом заводе. В том числе и на заводе в Песочном.
Создавались экспериментальные творческие коллективы, в которых принимали участие приглашенные художники, в том числе из других промыслов - Палеха, Хохломы.
Именно в 1930-40х гг., в советском декоративном искусстве появляется новая тенденция – много внимания отдается уникальным и авторским работам художников. Многие авторские работы выдвигались для участия, и с успехом представлялись на отечественных и международных выставках.

В первые годы существования лаборатории, в Песочное, для передачи опыта, были приглашены художники из Дулево и из Гжели.

Для специалистов были созданы все условия для вдохновения и творчества. Для них была при лаборатории организована небольшая библиотека; в ней хранились лучшие издания и альбомы по искусству. Художники регулярно ездили в столичные музеи: Третьяковскую галерею и музей Красной армии – смотреть выставки. Посещали сельскохозяйственную выставку.

Ежемесячно живописец был обязан разработать минимум 2 эскиза росписей. За создание успешных эскизов художникам выплачивали премии.

В лаборатории создавался фарфор для выставок – авторский, также там делали образцы для производства, эталонные предметы, и предметы на заказ (в том числе, для предприятий, для оформления и украшения санаториев).
Авторских работ создавалось много. Вазы, тарелки, нарядные сервизы расписывались видами архитектурных сооружений, портретами вождей, к знаковым событиям в стране, к юбилейным датам.

Стоит упомянуть, что особенностью производства в Песочном была его направленность на создание посуды для восточного рынка. Выпускалось много пиал и кисе, они расписывались очень красочно; контрастными цветовыми полосками, цветочными гирляндами, ситцевым декором с мелкими цветами и букетиками.

1. Художники лаборатории, работавшие в 1930х.

- Смирнов Леонид Сергеевич, художник. Родился в 1909 году. Работал работал художником по фарфору в художественной лаборатории Первомайского фарфорового завода в 1937–1941 гг.
В его росписях преобладали орнаментальные мотивы, часто использовал растительные орнаменты, флоральные мотивы – любил рисовать цветы, в том числе «встраивая» их в восточные мотивы: веточки с цветами, бутоны с лепестками, коробочки с хлопком.

- Губанов Виктор Сергеевич. Родился в 1912 году. Оказал большое влияние на формирование стиля фарфора Первомайского завода и на работу художественной лаборатории.
Неординарный мастер со своим интересным стилем; часто декор на его рисунках не имел упорядоченного ритма. Любил рисовать на фарфоре причудливые узоры, витьеватые растения, завитки. Мастер сложной палитры; всюду в его живописи сложные оттенки – золотистые, бирюзовые, сиреневые, пурпурные, розовые.

- Бордюков Николай Ксенофонтович. Родился в 1889 году. Прибыл В 1936 году, с Дмитровской фабрики, в Песочное, для работы в художественной лаборатории. Он был одним из старейших художников Дмитровского фарфорового завода (в 1934 году пришел на Дмитровский фарфоровый завод, и был руководителем его художественной лаборатории).
В своих рисунках на фарфоре Бордюков использовал художественные приёмы модерна. Создавая орнаментальные росписи, с отводками золотом по контурам, и заполнением насыщенным цветом внутри, миниатюрных деталей рисунка, как будто работал с перегородчатой эмалью.

- Шамин Константин Иванович. Родился в 1912 году. Художник по фарфору. В 1937–1938 гг. работал на Первомайском фарфоровом заводе, в 1939 г. на Конаковском фаянсовом заводе.

- Клювгант Дина Эммануиловна. Родилась в 1913 году. Художник по фарфору. Оказала большое влияние на формирование стиля Первомайского фарфора. Очень яркий талантливый мастер; рисунки Дины Эммануиловны выделяются особо. Много работала с надглазурной и подглазурной живописью, создала много выставочных работ.

- Паламарчук Михаил Фомич. Родился в 1911 году. Художник по фарфору. Стал автором ряда форм и образцов росписей изделий, выполнял эскизы для экспонатов Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки 1939 года в Москве. В годы Великой Отечественной войны ушел на фронт. После войны ещё 4 года работал на Первомайском фарфоровом заводе, затем, с 1950 г., был главным художником Главфарфорфаянса ММП РСФСР, главным художником Кузяевского завода.

- Гончаренко Иван Иванович. Родился в 1911 году. Художник по фарфору, скульптор. Супруг Д.Э Клювгант (чаще всего работал с ней в соавторстве). Работал художником на Первомайском и Дмитровском фарфоровых заводах. В 1950-1955 гг. – главный художник ЗИК.

- Тимонин Николай Герасимович. Родился в 1908 году. Мастер росписи, художник. Работал на заводе в Песочном с 1923 года. С 1939 года стал начальником отдела кадров завода.

Все эти художники оказали огромное влияние на развитие художественной лаборатории. Их неординарные работы сформировали фирменный стиль Первомайского фарфора.

На фото: 1. Бригада глазуровщиц Первомайского фарфорового завода, 1930е гг.
2. Клювгант Д.Э., ваза, 1940е гг.
3. Гончаренко И.И., ваза, 1936 г.
4. Тимонин Н. Г., пиала, 1939 г.
5. Шамин К. И., чашка, 1936 г.
6. Гончаренко И.И., чайник, 1930е гг.
7. Надулищев А. А., чайник, 1938 г.
8. Гончаренко И.И., 1939 г.
9. Губанов В.С., ваза, 1939 г.
10. Смирнов Л.С., чайник, 1939 г.
11. Клювгант Д.Э., 1940е гг.
12. Смирнов Л.С., чайник, 1937 г.
13. Смирнов Л.С., чайник, 1940е гг.
14. Шамин К.И., сахарница, 1936 г.
15. В живописном цеху, Песочное, 1940е гг.
Made on
Tilda