Статьи и Интервью

Скульптор Полынская Нина Павловна

Фарфор СССР
В постоянно меняющемся мире вкусы, потребности и мода диктуют свои законы. Искусство на разных этапах развития также трансформирует наши представления о красоте и художественной

значимости предмета. И только талант художника всегда остается величиной неизменной, он и является главной точкой притяжения к творчеству мастера. Это то, чем мы восхищаемся, и то, что пленяет нас в произведении искусства любого времени, стиля и направления, будь то живопись, графика или скульптура.

Так, в области скульптуры малых форм, изготовленной в керамике советского периода 50-70-х годов, трудилось немало талантливых художников. Их имена, как и их произведения, хорошо известны – они родом из нашего недавнего прошлого, близки и понятны нам. Сейчас они хранятся в лучших музеях страны.

О творчестве многих мастеров – фарфористов, работавших на Ломоносовском, Дулевском фарфоровых заводах, в Вербилках, написаны книги и изданы каталоги.

Однако есть таланты, имена которых остались в тени. Именно к таким малоизвестным и незаслуженно забытым художникам можно отнести и Нину Павловну Полынскую, одаренного скульптора, посвятившего свое творчество керамической пластике.

Нина Павловна Полынская (1914-1989) окончила Московский институт прикладного и декоративного искусства. С конца 1946 года работала скульптором на Дулевском фарфоровом заводе, на Рижском фарфоро - фаянсовом заводе, в художественной лаборатории Дмитровского фарфорового завода (Вербилки). Там она разрабатывала модели для декоративной скульптуры малых форм. Крупные скульптуры из керамики она создавала на базе Гжельского керамического завода, Скульптурно-творческих мастерских МОСХ СССР.

Полынская использовала различные материалы- керамику, фарфор, дерево.В ее произведениях можно обнаружить влияние русских народных традиций. Некоторое время она проработала в экспериментальной творческой лаборатории Гжельского керамического завода, где вместе с другими художниками –керамистами восстанавливала по старым гипсовым формам изделия знаменитой гончарной мастерской «Абрамцево», основанной С.И. Мамонтовым.

Но самое значительное влияние на ее творчество оказали работы М.А. Врубеля. Непосредственное прикосновение с образцами и изучение уникальной технологии врубелевского метода не смогли оставить молодую художницу равнодушной. Изучение и практическое освоение наследия абрамцевской мастерской было главной задачей художников-керамистов гжельской лаборатории. Эту же сложную задачу решала и Нина Полынская – в ее работах мы видим постоянный поиск различных масс и глазурей (переработанные фигуры М.А. Врубеля «Царь Берендей», «Волхова», «Снегурочка»).

Нина Полынская – участник многих выставок. В 1957 году к 40-летию октября в Москве проходила Всесоюзная художественная выставка , где было представлено немало интересных талантливых работ разного направления. Известный искусствовед А.Б. Салтыков отметил скульптора Полынскую и ее работу «Девочка с утятами» наряду с такими именами, как А.Г. Сотников, П.М. Кожин, Э.М. Криммер, за выразительность и наполненность чувством и смыслом, раскрывающим подлинный характер изображенных фигур людей. Такая оценка знатока русского фарфора – это признание таланта автора.

На фото: 1. «Девочка с утятами», фарфор, 1950-е гг., 2. «Голова Снегурочки», керамика, 1950е гг., 3. «Молочница», фарфор, 1960е гг., 4. «Посиделки», фарфор, 1960е гг., 4. «Подружки», фарфор, 1960е гг., 5. «Голова девочки», керамика, 1960е гг., 6. И 7. Фото из архива Нины Павловны, 8. «Автопортрет в платке», керамика, 1974 год.
Made on
Tilda