Статьи и Интервью

«Ворвался на завод метеором»

Фарфор СССР Лучшие статьи
В 1931 году его, молодого спеца в кожанке и сапогах, бросили на прорыв, назначив главным художником завода. Шел ему 21-й год. Самое удивительное то, что до приезда в Дулево Леонов не имел дела с фарфором, успел около года поработать на знаменитой платочной фабрике в Павловском Посаде.

Отцу он писал на Кубань:
«Я приехал не на большой завод, а на большую мельницу. Куда я попал?! Зачем для этого учиться надо?!»

Не знал, что делать с молодым «комиссаром в кожанке» и директор завода.
— Ты слушай его, — посоветовали ему в главке, — он из Москвы.

И его слушали. Он же, учась у мастеров фарфора, начал создавать то, что впоследствии назвали дулёвским стилем.

Весь 1936 год художники завода под руководством П. В. Леонова готовились к Всемирной выставке в Париже. Она состоялась в 1937 году и принесла заводу мировое признание. Завод получил Гран-при, его художники и скульпторы — 9 золотых и 7 серебряных медалей. В числе награжденных — чайный сервиз Леонова «Красавица».

После почти десятилетнего перерыва, вызванного арестом (Леонов сидел в Покровской тюрьме, но был выпущен) и войной, он вернулся в Дулево в 1950 году и прослужил главным художником до кончины 17 ноября 1982 года. Тогда, в 1950 году, мы познакомились и подружились.

В полувоенной форме, сапогах и гимнастерке с ремнем, под которым вырисовывалось небольшое брюшко, выглядел Петр Васильевич довольно забавно. Впрочем, полувоенный костюм он вскоре сменил на обычную цивильную одежду.

Работа сразу захватила его, он отдавался ей целиком, без остатка. Это было время ухода старых мастеров, художников кузнецовской выучки, с которыми он начинал в тридцатые годы.


Леонов приглашал скульпторов из Москвы, отбирал самых талантливых из рабочих-живописцев. Пятидесятые годы стали переломными в художественном развитии завода: определялся характер оформления дулевской посуды на новом этапе. Начиная с 1952 года, все художественные выставки, на которых экспонировалось прикладное искусство, включали показ художественного фарфора. Леонов продолжил начатую до войны работу по созданию художественного стиля завода.

В числе награжденных на Всемирной выставке 1937 года — чайный сервиз Леонова «Красавица». Скромный убор его — кобальт, на блюдцах и внутри чашек — цветы, как нельзя лучше отражал характер русской женщины. Рассказывают, когда принесли чашки из обжига, расставили их на белой скатерти - заиграл фарфор. Спросили, как назовет сервиз. Он улыбнулся и вопросом на вопрос: «А песня, что в цехе поют, как называется? «Красавица»? Вот и сервиз так назовем...».

На фото чайная пара с рисунком «Красавица» (редкий вариант) по рисунку Петра Васильевича Леонова.
Фарфор, роспись.
Дулево, 1960-е гг.
Made on
Tilda