Советские керамические сюжетные плитки 1920-40х гг. это довольно малоизученная тема, а сами предметы очень редкие и интересные. Главной функцией искусства тех лет считалась пропаганда, и архитектурная керамика очень подходила для этих целей (была достаточно дешевым в производстве материалом). У нее были те-же функции что и у агитационного фарфора: радостное красочное пластическое искусство, характерное для первых послереволюционных десятилетий.
Филиппов и лаборатория в Кусково
Самым большим популяризатором архитектурной керамики в 1920-30х гг. был знаменитый исследователь, реставратор и организатор керамического производства Алексей Васильевич Филиппов. Крупнейший специалист в области отечественной керамики, художник и историк.
Филиппов сыграл значительную роль в становлении Музея керамики в Кусково и создании в нем лаборатории. Особо интересно что Кусково с 1929 г. стал новым типом музея – именно музеем-лабораторией. Научно-исследовательская роль лаборатории в Кусково была направлена на решение насущных задач керамического производства СССР.
Филиппов рассматривал музей не только как предприятие для сохранения и популяризации культурного наследия, но и как инструмент для развития технологий. Площадку для экспериментального технологического процесса.
Алексей Васильевич был уникальным человеком для того времени, фактически он был менеджером и занимался маркетингом – использовал музей для художественной разработки, продвижения, и технического производства облицовочной керамики.
При этом также решал и музейные задачи: экспонирование коллекций и планы организаций выставок. Один его крупный проект, касающийся организации масштабной выставки именно архитектурной керамики, увы, так и не воплотился в жизнь. Выставка «Майолика в архитектуре» была запланирована на начало 1930х гг., должна была быть грандиозной и охватывать всю историю развития отечественной облицовочной керамики.
Художник Ципирович
Самым интересным художником, работавшим с художественной плиткой, был Давид Миронович Ципирович. Ципирович любил делать рисунки в стиле итальянских майолик, поскольку какое-то время жил в Италии.
Художник родился в Херсоне (в 1885 г.), учился в Одессе в художественном училище, позже уехал учиться в Париж. Далее он переехал в Италию, где жил довольно долго и работал художественным руководителем на фабрике художественной майолики в Деруте. Стиль Ципировича и сегодня узнаваем в изделиях этой керамической фабрики. Итальянцы хранят память о русском художнике - в Деруте даже есть улица, названная в честь Давида Ципировича.
В 1927 году художник вернулся на Родину, первое время работал в Институте Силикатов в Москве.
На своих плитках Ципирович изображал новых героев современности – красноармейцев, работниц в красных косынках, Ленина, Горького.
Посмотрите, как мягко пишет Ципирович, создавая плавный эффект размытия. Плитка с изображением женской головы это почти итальянская Мадонна.
Очень интересна плитка с головой красноармейца; она расписана в синих цветах. Вверху голова мужчины, под головой щит, на котором по центру буквы «СССР», а по бокам от щита нарисованы рога изобилия.
Производство
Часть подобной художественной плитки делали в лаборатории музея керамики.
Также, часть плиток изготавливалась на Московском керамико-плиточном заводе им. Н.А. Булганина. На этом заводе был художественный цех, в котором изготавливались штучные изделия. Архитектурная керамика в том числе - для общественных пространств, зданий, станций метро.
В 1940х гг., Великая Отечественная война приостановила производство архитектурной керамики и художественные опыты с сюжетной керамической плиткой.
На фото: 1. И 2. Плитки с изображением красноармейцев, Д.М. Ципирович, 1920е гг. 3. Плитка с изображением красноармейца буденовке, Д.М. Ципирович, 1920е гг. 4. Плитка с портретом Максима Горького, Д.М. Ципирович, 1928 г. 5. Плитка с женским портретом, Д.М. Ципирович, 1930е гг. 6. Плитка с портретом Ленина, Д.М. Ципирович, 1930е гг. 7. Плитка с портретом Сталина, 1940е гг. 8. И 9. Плитки «Лыжник» и «Конькобежец», 1940е гг. 10. Плитка «Самолет», 1940е гг. 11. Керамико-плиточный завод им. Булганина, 1950е гг.
Филиппов и лаборатория в Кусково
Самым большим популяризатором архитектурной керамики в 1920-30х гг. был знаменитый исследователь, реставратор и организатор керамического производства Алексей Васильевич Филиппов. Крупнейший специалист в области отечественной керамики, художник и историк.
Филиппов сыграл значительную роль в становлении Музея керамики в Кусково и создании в нем лаборатории. Особо интересно что Кусково с 1929 г. стал новым типом музея – именно музеем-лабораторией. Научно-исследовательская роль лаборатории в Кусково была направлена на решение насущных задач керамического производства СССР.
Филиппов рассматривал музей не только как предприятие для сохранения и популяризации культурного наследия, но и как инструмент для развития технологий. Площадку для экспериментального технологического процесса.
Алексей Васильевич был уникальным человеком для того времени, фактически он был менеджером и занимался маркетингом – использовал музей для художественной разработки, продвижения, и технического производства облицовочной керамики.
При этом также решал и музейные задачи: экспонирование коллекций и планы организаций выставок. Один его крупный проект, касающийся организации масштабной выставки именно архитектурной керамики, увы, так и не воплотился в жизнь. Выставка «Майолика в архитектуре» была запланирована на начало 1930х гг., должна была быть грандиозной и охватывать всю историю развития отечественной облицовочной керамики.
Художник Ципирович
Самым интересным художником, работавшим с художественной плиткой, был Давид Миронович Ципирович. Ципирович любил делать рисунки в стиле итальянских майолик, поскольку какое-то время жил в Италии.
Художник родился в Херсоне (в 1885 г.), учился в Одессе в художественном училище, позже уехал учиться в Париж. Далее он переехал в Италию, где жил довольно долго и работал художественным руководителем на фабрике художественной майолики в Деруте. Стиль Ципировича и сегодня узнаваем в изделиях этой керамической фабрики. Итальянцы хранят память о русском художнике - в Деруте даже есть улица, названная в честь Давида Ципировича.
В 1927 году художник вернулся на Родину, первое время работал в Институте Силикатов в Москве.
На своих плитках Ципирович изображал новых героев современности – красноармейцев, работниц в красных косынках, Ленина, Горького.
Посмотрите, как мягко пишет Ципирович, создавая плавный эффект размытия. Плитка с изображением женской головы это почти итальянская Мадонна.
Очень интересна плитка с головой красноармейца; она расписана в синих цветах. Вверху голова мужчины, под головой щит, на котором по центру буквы «СССР», а по бокам от щита нарисованы рога изобилия.
Производство
Часть подобной художественной плитки делали в лаборатории музея керамики.
Также, часть плиток изготавливалась на Московском керамико-плиточном заводе им. Н.А. Булганина. На этом заводе был художественный цех, в котором изготавливались штучные изделия. Архитектурная керамика в том числе - для общественных пространств, зданий, станций метро.
В 1940х гг., Великая Отечественная война приостановила производство архитектурной керамики и художественные опыты с сюжетной керамической плиткой.
На фото: 1. И 2. Плитки с изображением красноармейцев, Д.М. Ципирович, 1920е гг. 3. Плитка с изображением красноармейца буденовке, Д.М. Ципирович, 1920е гг. 4. Плитка с портретом Максима Горького, Д.М. Ципирович, 1928 г. 5. Плитка с женским портретом, Д.М. Ципирович, 1930е гг. 6. Плитка с портретом Ленина, Д.М. Ципирович, 1930е гг. 7. Плитка с портретом Сталина, 1940е гг. 8. И 9. Плитки «Лыжник» и «Конькобежец», 1940е гг. 10. Плитка «Самолет», 1940е гг. 11. Керамико-плиточный завод им. Булганина, 1950е гг.