Хотела написать об этой художнице, потому что она работала в Вербилках, и, иногда еще можно встретить ее живые и нежные росписи оттуда – яркие цветочные орнаменты и красивые кобальтовые цветы.
Про Любовь Степановну не удавалось найти ничего. Никакой почти информации нигде о ней не было, но недавно я нашла небольшой архив – и в нем, в том числе, переписка с ее близкой подругой – художником Екатериной Иосифовной Ефремовой (Чувашская «королева вышивки»). Из этих писем я немного узнала о ее жизни.
Интересно, что в Вербилках она всегда работала под постоянным вниманием и руководством главного художника – Смирнова Евгения Петровича.
Также работала в Конаково, и, в последние годы, на комбинате в Москве. В Конаково больше всего работала с Сергеем Михайловичем Орловым. Расписывала почти все его вещи.
У Любови Степановны очень милые работы - они полны какой-то хрупкой нежности и теплой красоты. Непритязательно нарядные. Больше всего ей удавались душевные женские образы, исполненные как будто легко. В мягкой манере; с отсылками к русской Гжели и к итальянской майолике. В работах очень заметно старание передать значительность и благородство человека.
Письма из архива из 70-80х годов. С большой нежностью она пишет своей любимой подруге, и о своем настоящем, и о детстве, проведенном в Чувашии.
1970-80 гг. "... Есть у меня домик... на зеленом участке, в лесу... Но как и все на свете он выходит из строя... (Рисунок шариковой ручкой: домик в два этажа среди деревьев, на 2 этаже за столом сидит женщина). Я нарисовала тебе, как сижу за столом и пишу это письмо. Долго ждала настроения но не дождалась. Ты меня поймешь.
Житье мое сейчас в основном в мастерской, что располагает меня к работе. Но, к сожалению, большие вещи я делать не могу, но маленькие с увлечением. И главное, здесь-же в мастерской их обжигаю – это увлекательно, интересно. Не все получается, но я стараюсь и радуюсь, когда есть результаты.
..В этот год у меня сплошные пропажи. С выставки зональной пропали две мои неплохие тарелочки. Очень жалею их. Подала заявление в МОСХ. Оказывается это никого не удивляет и это часто случается со всеми художниками.. Недавно приезжал сюда Григорьев (фотограф), нанимал меня на пленку в мастерской, и на Чувашской выставке – сказал что для телевидения». Ах, как мечтаю хоть на пару дней приехать в Чебоксары».
Чебоксары Все самые теплые воспоминания Любови Иосифовны вокруг тех лет, с детства, что прожила в Чувашии. Очень интересовалась своими предками и постоянно искала любые сведения о них. Ее семья жила в маленькой деревне Юнга-Пось, в красивом доме с большим фруктовым садом.
"Спасибо тебе за письмо с вырезками из газет о моем отце и о моем предке Спир. Мих. Михайлове. Я была очень взволнована, прочитав эти интересные новости для меня. В деревне Юнга-Пось я была в детстве (12-13 л.) и помню прекрасный сад и очень трудолюбивую семью братьев отца..."
1990е. гг. Очень переживала изменившуюся жизнь в 1990х и не понимала что происходит:
В одном из последних писем пишет: «Союз наш Художников развалился. Ничего не понимаю кто мы теперь. Даже поликлинику, которую строил Худфонд захватили всемогущие кооператоры. И мы теперь платим им 150 рублей в год. Художники – мы ведь все бедные, возмущены, писали, но никто о старых не думает»
Я прячусь в своей каморке, немного работаю... Вспоминаю, как я жила в Чебоксарах во время эвакуации с маленькой Наташкой. Спасибо тебе за доброту, никогда не забуду, как ты и Леночка приносили малышке моей (ей сейчас 53 года!) кусочки хлеба, даже пирожки...Тебя, как родную люблю. Ведь наша дружба появилась 60 лет тому назад..."
«Не вспоминаю прошлое, оно у меня в сердце» В одном из своих последних писем с большой любовью писала своей подруге: «Ты для меня очень родной человечек, любимый. Новые друзья-подруги есть, но ты больше чем друг. Не вспоминаю в письме прошлое, оно у меня в сердце. И ты меня поймешь, как всегда это было. Твоя Люба, трижды бабушка, и дважды прабабушка»
Официальная биография: Орлова Любовь Степановна (1916—199 (?)) — художник-керамист, член Союза художников СССР. В 1936 году окончила Московский художественно-промышленный техникум им. М.И. Калинина. В 1936–1940 годах работала в лаборатории Института художественной промышленности, экспериментируя с различными материалами: деревом, металлом, керамикой. Особое внимание уделяла изучению русского народного искусства. Во время Великой Отечественной войны была в эвакуации в Чебоксарах. На Конаковском фаянсовом заводе и на Дмитровском фарфоровом заводе в 1946–1957 годах. С 1957 года перешла на керамическую фабрику в Москве, где получила возможность создавать свои скульптурные формы.
На фото: 1 и 2 Чашка с портретами и яблоками в авторской росписи, 1977 г., 3. Образец авторской подписи,1977 г., 4. Молочник с синими цветами Вербилки, 1950е гг, 5. Чашка с цветочным орнаментом, Вербилки, 1950е гг., 6. Портрет Любови Орловой, 7. Фрагмент письма с рисунком домика, 1970е гг., 8. Буклет с работами, 1970е гг., 9. Блюдо «Сенокос», 1974 г., 10.Блюдо «Подруги», 1975 г.