Многие Палехские художники в советское время создавали уникальные и самобытные росписи на фарфоровой посуде.
В начале 1920-1930х гг., художники Палеха искали новые и интересные техники росписи. Эксперименты были даже такие: пробовались росписи стекла, пергамента, и даже речной гальки.
Из этого ряда экспериментов наиболее продолжительным оказался опыт росписи фарфора.
Первые опыты Палехской Артели можно отнести к 1925-1926 гг. Палехские живописцы пробовали расписывать фарфоровые тарелки. На тарелки наносились темперные краски, покрывались лаком, и потом обжигались в печи. Такие изделия могли использоваться только как декоративные, поскольку яичные краски и лак не очень хорошо держались на фарфоре. Да и покрытый желтым лаком белый фарфор, выглядел не слишком эстетично.
В 1929 году, в лаборатории Музея керамики Москвы, опыты росписи по фарфору продолжились.
Артель командировала палехских художников Голикова И.И., Баканова И.М. , Котухина А.В., Маркичева И.В. и Буторина Д.Н. Группа этих художников обучалась в лаборатории музея по специальной программе, разработанной совместно с известным искусствоведом А.В. Бакушинским.
Вместо темперных красок стали использовать краски, традиционные для росписи фарфора. Несмотря на то что обучение художников продолжалось недолго, оно оказалось очень ценным. А взаимодействие с музейными специалистами помогло палехским художникам лучше понять специфику фарфора и тонкостей его производства.
Годом позже, в 1930 году, обучение росписи фарфора включили в учебную программу Палехской Художественной профессионально-технической школы – было создано специальное отделение. На этом отделении учились известные Палехские художники – Горев Александр Александрович, Хохлова Анна Павловна, Зубкова Тамара Ивановна.
Также в Артели была установлена муфельная печь для обжига фарфора.
В том-же году (1930 г) в Палехе под руководством искусствоведа А.В. Бакушинского происходит основание музея Палехского искусства. Бакушинский планировал отдельную большую экспозицию именно для фарфоровых изделий.
В 1932 году, по поручению А Сидорова (А. Сидоров - уполномоченный сотрудник писателя Максима Горького. Максим Горький, в свою очередь, был покровителем Палехского искусства), в Палех, с Дулевского завода приезжают два инструктора-мастера. Мастера помогали наладить работу муфельной печи, и разъясняли местным мастерам стадии обжига фарфора. После этого, в Артели увеличилось количество выпускаемого фарфора, и значительно улучшилось его качество.
Несмотря на обустройство печи и изучение местными мастерами ряда техник, роспись фарфоровых изделий в Артели так и не была поставлена на промышленные рельсы. Небольшая часть фарфора расписывалась для выставок, не более того. К тому же фарфоровое сырье в самом Палехе не производилось и было привозным. В 1933 году в Палехе разорвалась связь с искусствоведом Бакушинским, что фактически остановило поиск усовершенствования техник росписи фарфора. Так же серьезный экономический кризис, начавшийся в стране в 1934 году, окончательно остановил внедрение фарфорового производства. Кризис в стране продолжался вплоть до начала Великой Отечественной Войны.
Многие палехские художники, окончившие отделение по росписи фарфора, уезжали работать на другие фарфоровые заводы. Художники Александр Николаевич Салабанов, Павел Иванович Суслов, Николай Александрович Хренов, окончив Палехское училище, работали художниками на Дулевском заводе. Николай Александрович Хренов более пятидесяти лет проработал в Дулево.
Художница Тамара Ивановна Зубкова, уехав из Палеха, работала на Ленинградском фарфоровом заводе и на заводе "Красный фарфорист". Впоследствии художница вернулась работать в Палех, и в 1951 году, на белье ЛФЗ расписала вазу «Колхозное изобилие».
Художница Анна Павловна Хохлова, так же уехав из Палеха, работала на заводе "Красный фарфорист", и в последствии создала множество живописных работ на фарфоре.
Знаменитый художник Николай Михайлович Зиновьев, работая в Палехе, расписывал фарфор в течении долгих лет; с начала 30-х годов вплоть до конца 70-х годов. Он обжигал изделия в той самой маленькой печке, принадлежавшей Артели.
В 70-е года – начало 80-х годов в Артели осуществлялись новые попытки росписи фарфора, но в конце 80-х, окончательно прекратились, поскольку Палехский промысел к этому времени практически развалился.
На фото: 1. Голиков И.И. тарелка «Охота на оленя» 1929г. 2. Котухин А. В. тарелка «Июль» 1930г. 3. Зубкова Т.И. ваза «Колхозное изобилие» 1952г. 4. Зиновьев Н.М. тарелка «Тройка» 1935г. 5. Зиновьев Н.М. тарелка «Ковер-самолет» 1934г. 6. Голиков Н.И. тарелка «Бой с драконом» 1973г. 7. Котухин А.В. тарелка «Гулянье», 1930 г.
В начале 1920-1930х гг., художники Палеха искали новые и интересные техники росписи. Эксперименты были даже такие: пробовались росписи стекла, пергамента, и даже речной гальки.
Из этого ряда экспериментов наиболее продолжительным оказался опыт росписи фарфора.
Первые опыты Палехской Артели можно отнести к 1925-1926 гг. Палехские живописцы пробовали расписывать фарфоровые тарелки. На тарелки наносились темперные краски, покрывались лаком, и потом обжигались в печи. Такие изделия могли использоваться только как декоративные, поскольку яичные краски и лак не очень хорошо держались на фарфоре. Да и покрытый желтым лаком белый фарфор, выглядел не слишком эстетично.
В 1929 году, в лаборатории Музея керамики Москвы, опыты росписи по фарфору продолжились.
Артель командировала палехских художников Голикова И.И., Баканова И.М. , Котухина А.В., Маркичева И.В. и Буторина Д.Н. Группа этих художников обучалась в лаборатории музея по специальной программе, разработанной совместно с известным искусствоведом А.В. Бакушинским.
Вместо темперных красок стали использовать краски, традиционные для росписи фарфора. Несмотря на то что обучение художников продолжалось недолго, оно оказалось очень ценным. А взаимодействие с музейными специалистами помогло палехским художникам лучше понять специфику фарфора и тонкостей его производства.
Годом позже, в 1930 году, обучение росписи фарфора включили в учебную программу Палехской Художественной профессионально-технической школы – было создано специальное отделение. На этом отделении учились известные Палехские художники – Горев Александр Александрович, Хохлова Анна Павловна, Зубкова Тамара Ивановна.
Также в Артели была установлена муфельная печь для обжига фарфора.
В том-же году (1930 г) в Палехе под руководством искусствоведа А.В. Бакушинского происходит основание музея Палехского искусства. Бакушинский планировал отдельную большую экспозицию именно для фарфоровых изделий.
В 1932 году, по поручению А Сидорова (А. Сидоров - уполномоченный сотрудник писателя Максима Горького. Максим Горький, в свою очередь, был покровителем Палехского искусства), в Палех, с Дулевского завода приезжают два инструктора-мастера. Мастера помогали наладить работу муфельной печи, и разъясняли местным мастерам стадии обжига фарфора. После этого, в Артели увеличилось количество выпускаемого фарфора, и значительно улучшилось его качество.
Несмотря на обустройство печи и изучение местными мастерами ряда техник, роспись фарфоровых изделий в Артели так и не была поставлена на промышленные рельсы. Небольшая часть фарфора расписывалась для выставок, не более того. К тому же фарфоровое сырье в самом Палехе не производилось и было привозным. В 1933 году в Палехе разорвалась связь с искусствоведом Бакушинским, что фактически остановило поиск усовершенствования техник росписи фарфора. Так же серьезный экономический кризис, начавшийся в стране в 1934 году, окончательно остановил внедрение фарфорового производства. Кризис в стране продолжался вплоть до начала Великой Отечественной Войны.
Многие палехские художники, окончившие отделение по росписи фарфора, уезжали работать на другие фарфоровые заводы. Художники Александр Николаевич Салабанов, Павел Иванович Суслов, Николай Александрович Хренов, окончив Палехское училище, работали художниками на Дулевском заводе. Николай Александрович Хренов более пятидесяти лет проработал в Дулево.
Художница Тамара Ивановна Зубкова, уехав из Палеха, работала на Ленинградском фарфоровом заводе и на заводе "Красный фарфорист". Впоследствии художница вернулась работать в Палех, и в 1951 году, на белье ЛФЗ расписала вазу «Колхозное изобилие».
Художница Анна Павловна Хохлова, так же уехав из Палеха, работала на заводе "Красный фарфорист", и в последствии создала множество живописных работ на фарфоре.
Знаменитый художник Николай Михайлович Зиновьев, работая в Палехе, расписывал фарфор в течении долгих лет; с начала 30-х годов вплоть до конца 70-х годов. Он обжигал изделия в той самой маленькой печке, принадлежавшей Артели.
В 70-е года – начало 80-х годов в Артели осуществлялись новые попытки росписи фарфора, но в конце 80-х, окончательно прекратились, поскольку Палехский промысел к этому времени практически развалился.
На фото: 1. Голиков И.И. тарелка «Охота на оленя» 1929г. 2. Котухин А. В. тарелка «Июль» 1930г. 3. Зубкова Т.И. ваза «Колхозное изобилие» 1952г. 4. Зиновьев Н.М. тарелка «Тройка» 1935г. 5. Зиновьев Н.М. тарелка «Ковер-самолет» 1934г. 6. Голиков Н.И. тарелка «Бой с драконом» 1973г. 7. Котухин А.В. тарелка «Гулянье», 1930 г.