Статьи и Интервью

Девочка, которая мечтала рисовать

Фарфор СССР
ЮФЗ кладезь талантов - там работали великолепные художники.
В их числе Надежда Васильевна Морозова, мастер со своим стилем и красивыми росписями по фарфору.
К сожалению, мне не удалось найти ни одного портрета художницы, только фотографии ее замечательных работ.

Детство

Видимо, сама судьба была против, чтобы Надя Морозова стала художником, до того тяжелая жизнь выпала на долю маленькой девочки. В самом раннем возрасте она пережила много тягот и лишений.

Рисовала Надя с детских лет. И хотя она выделялась среди рисующих детей, родители не видели в этом ничего необычного. Поэтому не только не развивали ее интерес и способности, но и, наоборот, запрещали заниматься «бумагомаранием».

«Меня огорчало такое отношение родителей к моему любимому занятию, - писала Надежда впоследствии, - но я успокаивала себя тем, что из меня ничего никогда не выйдет доброго, таким образом старалась погасить в себе тяготение к рисованию. Но тщетно. Находя обрывки всякой бумаги, обломок карандаша, так ни того, ни другого в лучшем виде не было, бежала к подруге, где с жаром отдавалась своему занятию».

Ссылка

В 1931 году семью Нади выслали на специальное поселение для депортированных крестьян.
(В 1928–1930 годах в СССР началась коллективизация).

Их лишили дома и имущества, и отправили в Казахстан. Обычно переселенцев оставляли просто в лесу или в какой-нибудь труднодоступной местности.
Люди, не по своей воле оказавшихся в непригодных для жизни условиях, оставленные жить на голом месте, были вынуждены заниматься лесозаготовками, сами строить себе дома. Они не могли покинуть населенный пункт без разрешения коменданта спецпоселка и были под его надзором. Около 20 тысяч человек, превозмогая голод, болезни, в нечеловеческих условиях боролись за жизнь. В их числе семья Нади Морозовой.

По течению реки в берегах люди рыли ниши, укрывали их хворостом и землей и жили так до холодов. Первые дома ставили всем миром.
Дома внутри были плохо оборудованы, полы земляные, без электричества. В домах ютилось по пять-десять семей, от 35 до 50-ти человек. Даже дети спали на полу. Голод и холод сделали свое дело: начал свирепствовать тиф.

Потеряв родных уже в первые годы высылки, Надя остается с матерью вдвоем. Шли годы.

В 1934 году Надя Морозова пошла в первый класс школы.
В помещениях, приспособленных под классы, не было даже печей. Вместо них посреди стоял чугун с горящими углями, но чернила все равно замерзали. Дети сидели в пальто, писали на газетной или книжной бумаге. Освещение в школе было керосиновое. При этом интересно было организовано внеклассное время. Работали кружки: драматический, хоровой, музыкальный, физкультурный.
Училась девочка хорошо, окончила 5 классов с отличием.

В 1941 году, не закончив восьмой класс, Надежда идет работать; становится водителем комбайна. Так как все мужчины ушли на фронт, на тракторах работали почти одни женщины и девушки. Было очень трудно. В зимнее время женщины сами занимались ремонтом тракторов и комбайнов.

Счастливый случай

Судьбу молодой девушки изменил случай. В 1944 году в село прибыли депортированные чеченцы, немцы, греки, которые стали новыми членами этой многострадальной семьи.
В Есиль появился старичок, рисовавший ковры. Соседи, зная любовь Надежды к рисованию, предложили ей выполнить заказы для них масляными красками, которых, со слов художницы, она никогда до этого не видела.

Опыт с живописью на коврах удался. К Надежде выстроилась целая очередь заказчиков с просьбой нарисовать сюжет – сцену из жизни окружающих людей.

Мама Нади, видя это, все-же признала способности к рисованию дочери, и, разрешила ей попробовать начать учебу в художественном училище.

«Товарищ директор, очень прошу ответить мне положительно на мое заявление, дать вызов, учитывая большое желание с моей стороны учиться в Вашем художественном училище. А я постараюсь оправдать все Ваши требования. Знаю, что, прежде чем стать художником, нужно быть всесторонне культурно развитым, для чего приложу все усилия в повышении знаний. Не откажите моей убедительной просьбе. 15 апреля 1946 года. Н. Морозова». – писала Надежда в заявлении на поступление в ОХУ.

До этого, Надежда дважды писала аналогичные письма в Ленинградское высшее художественное промышленное училище, но дважды по получению вызова на учебу, ей не выдали пропуск для проезда в город на Неве.

В 1945 году Надежда Морозова станет студенткой керамического отделения ОХУ, которое закончила в 1951 году. После защиты дипломного проекта : ликерный набор и статуэтку «Молодые шефы» на две оценки «отлично», ей была присвоена квалификация художника-исполнителя, керамиста. Приказом Комитета искусств УССР Надежда Васильевна Морозова была направлена на Новгородский завод «Пролетарий».

ЮФЗ

Когда завершилось строительство Южноуральского Фарфорового Завода, молодой завод не имел достаточной базы собственных кадров, для организации работы.
Поэтому, на завод приглашались и приезжали специалисты со всего СССР. Больше всего мастеров было с Новгородского ФЗ "Пролетарий".

В числе самых первых живописцев, в 1963 году на завод приехала работать Надежда Васильевна Морозова. Она стала главным художником в художественной лаборатории и внесла важнейший вклад в становление заводской школы росписи.

Годы жизни:

Морозова Надежда Васильевна ( при рождении – Кравцова) родилась 1 октября 1925 года на хуторе Кравцова под Сталинградом (ныне Волгоград). Умерла в 2005 году.

На фото: 1.Ваза «Праздничная», 1960е. 2. Молочник из чайного сервиза «Ромашки», 1960е. 3. Чайник из сервиза «Горох», 1960е. 4. Витрина с фарфором Н.В. Морозовой с выставки «Фарфор Урала». 5. Чайник из сервиза «Праздничный», 1960е. 6. Сервиз «Нежный», 1960е. 7. Кофейник из сервиза «Березка» 1960е. 8.Молочник из сервиза для фирменного поезда «Южный Урал», 1960е. 9.Бокал «Зима», 1960 г. 10. Стенд ЮФЗ на выставке, 1960е гг.
Made on
Tilda